Я победил горы Кавказа на Land Rover Discovery 5

Прилетев из холодной Москвы во Владикавказ, я был несколько ошарашен жарой в 32 градуса в середине сентября. Вот оно… счастье для изголодавшегося по теплу москвича!

Покорять горы мы будем на Дискавери пятого поколения с дизельным мотором 3.0 л. 249 л.с. (наш тест-драйв бензинового Диско 5) в неприглядном, на первый взгляд, сером цвете, который, однако, очень хорошо противостоит дорожной пыли, и машина не выглядит неопрятной даже на четвертый день езды по пыльным проселкам. Но обо всем по порядку.

Из аэропорта Владикавказа мы отправились в новую столицу Ингушетии — город Магас. Город действительно новый, основан в 1994 годы, вскоре после распада Чечено-Ингушской АССР и отделения Ингушетии от Чечни. Столицу решили построить недалеко от города Назрань и от границы с Северной Осетией, до границы, кстати, всего 500 метров.

В столице мы посетили мемориал Памяти и Славы, посвященный истории ингушского народа от вступления в состав Российской империи в 1877 году до наших дней. Особую часть занимают освещение событий Великой Отечественной Войны и депортации Ингушского народа. Просто мемориалом это сложно назвать, скорее, это целый комплекс памятников; вся территория очень ухожена и явно любима жителями.

Так как город Магас очень небольшой, примерно 5000 жителей, проехали мы его весь за несколько минут и двинулись дальше — в горы.

В отличие от нового и вполне обычного Магаса, аулы, встреченные нами по дороге, намного более аутентичные поселения: тут в почете недорогие дома или цветочки возле дома, а главное ворота перед домом! Даже если за этими воротами стоит лачуга, ворота должны быть красивее, чем у соседа, а то ведь засмеют! В особом почете кованные ворота под 3 метра в высоту. Традиции — сильная вещь.

До гор мы добрались на удивление быстро: по асфальту Дискавери просто летит, заставляя тормозить только перед … а вот и не угадали, не перед ямами, а перед коровами, гуляющими там, куда завел их беспечный рогатый ум. Иногда кажется, что они специально бросаются под колеса, в надежде быстрее переродится во что-то получше, прям коровы-индуисты.

Вот под колесами закончился асфальт, а значит впереди все самое интересное. Первое историческое место в нашем маршруте — Ассинское ущелье, в котором расположен Джейрахско-Ассинский музеей-заповедник. Полюбоваться его боевыми башнями нам удалось только издалека, но башен на нашем пути будет еще навалом.

Следующая остановка, один из самых необычных храмов в России, — Тхаба-Ерды, заложен был в восьмом веке как языческий храм, в нем даже сохранился сосуд для сбора крови жертвенного быка. В последствии, с приходом в эти края христианства, храм модифицировали, добавили на фасад барельефы Святых, и в емкости для крови быка стали крестить детей… а чего добру пропадать. Сейчас храм не действующий, что не удивительно, в Ингушетии ислам исповедуют 98% населения, и христианский храм тут несколько чужеродно выглядит сейчас. Кстати, Ингуши последний народ в России принявшие Ислам, произошло это в конце 19 века.

Тут интересно, но нам пора дальше, до темноты нужно успеть посмотреть комплекс башен Вовнушки. Построенные по обеим сторонам Гулойхийского ущелье, башни некогда соединялись подвесным мостом и были непроходимым препятствием, для караванов следовавших по великому шелковому пути, как можно было пройти? Конечно заплатив частью товара, так и зарабатывал свое состояние род Оздоевых, строивший эти башни на отвесных скалах.

Кстати, башни имеют интересную конструкцию, вход осуществляется со второго этажа, на первом же хранились продукты и вода на случай осады, на втором этаже находились люди, а третий этаж для обороны, в нем есть бойницы для стрел и сухие дрова для подачи светового или дымового (в зависимости от времени суток) сигала соседним башням, они всегда располагаются в зоне видимости.

От кого предполагалась защищаться? В первую очередь от Монголов и прочих захватчиков, из-за них Галгаи и ушли в горы, почему Галгаи, а не Ингушы? Тут интересная история, договор о вхождении Ингушей в состав Российской империи подписывали в селении Ангуш, от этого и пошло сперва Ангуши, а после и более удобное в произношении Ингушы. Так что народ населяющий Ингушетию носит название Галгаи.

Но вернемся к башням, кроме захватчиков в башнях защищались и от собственных соседей, увел например ушлый горец у соседа десяток баранов или невесту, а его вычислили вот он и спасался в башне. Еще очень интересная история связанная с постройкой башен, по традиции башню строил один мастер, остальные могли ему только помогать. Строилась башня в течение года, если же по каким либо причинам башня не была завершена в срок, это было величайшим позором для семьи и башню разбирали до основания, на этом месте уже никогда не строили башен. Собственная башня дело не дешевое, копили на постройку башни всей семьей и строитель мог разбогатеть за одну башню, а если сделает хорошо, то заказами он был обеспечен на долгое время.

Размер боевых башен поражает, высота с пятиэтажку, длина стены у основания 5 метров, у вершины 3 метра. Большинство башен и в наше время имеют хозяев, и каждый род знает в каком районе расположена их родовая башня. Строились башни с 13 по 18 век, вплоть до появления огнестрельного оружия, от него уже было не защититься в башне.

Источник: carsguru.net

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий