Все наверх? Что ждёт российский рынок строительной техники

В 2016 г. продажи новой строительной техники в России сократились на 7%. Незначительный рост, наблюдавшийся в конце года, вселил надежду, что столь искомое дно пройдено, и экономика, того и гляди, неудержимо устремится вверх

Экономический спад в российской экономике начался до известных политических событий, а именно во второй половине 2013 г., и связан, прежде всего, с механизмом создания денег в этом мире в целом и в России в частности. Удушающие санкции, утилизационные сборы и заградительные пошлины суть факторы вторичные, если не третичные. Для понимания источников и движущих сил нашего кризиса, в том числе на рынке строительной техники, важно понимать, как устроен денежный механизм.

По итогам Второй мировой войны Соединенные Штаты стали единственным мировым эмиссионным центром, и это положение сохраняется до сих пор, хотя очевидны тенденции к слому этой колониальной системы. Для своего внутреннего потребления США создает доллары примерно по такой схеме: Казначейство эмитирует облигации государственного займа — ФРС эмитирует доллары и на них выкупает облигации у Казначейства — Казначейство направляет доллары в федеральный бюджет, из бюджета доллары поступают в экономику. Схема работала, пока не прекращалась эмиссия.

Осенью 2008 г. решили спасать финансовую систему и запустили программу количественного смягчения, заключавшуюся в мощной эмиссии долларов для выкупа плохих долгов и казначейских облигаций. Провели всего три программы количественного смягчения,объем по последней программе начали сокращатьв конце 2013 г., а в октябре 2014 г. программу закрыли, остановив таким образом «печатный станок». Сокращение вливаний в экономику США в конце 2013 г. банковская система немедленно компенсировала откачкой ликвидности с внешних рынков. Во второй половине 2013 г. началось активное бегство капиталов из России, что послужило началом текущей экономической ситуации, которую стоило бы называть не кризисом, а новой экономической реальностью. Эмиссия рубля привязана к объему валютных поступлений. Меньше долларов пришло — меньше рублей влили в экономику. Ситуацию усугубляет отказ в доступе к западным источникам кредита, а еще более — политика сокращения денежной массы, с упорством, достойным лучшего применения, проводимая кредитно-денежными властями.

Какое-то время строительная отрасль двигалась по инерции, спад начал явственно проявлять себя в 2014 г. Но пока крупные инфраструктурные проекты более-менее исправно получали финансирование, а в жилищном секторе достраивали начатые проекты, рынок строительной техники катился по инерции, и 2014 год даже показал рост в самых главных своих сегментах — гусеничных экскаваторах и фронтальных погрузчиках (здесь и далее использованы данные Ассоциации европейского бизнеса / АЕБ). Активный спад в этих сегментах начался в августе 2014 г., а за 2015 г. рынок сократился вдвое, поставив своего рода рекорд. В первой половине 2016 г. снижение продолжилось, а вот вторая половина 2016 г. показала некоторый прирост. Похоже, что рынок достиг нижней точки и стабилизировался, хотя мы все прекрасно понимаем, что нет никаких зримых предпосылок для роста, и движение вниз всегда готово возобновиться. Бытует мнение, что на рынок 2016 г. сильно повлиял введенный в феврале утилизационный сбор, поднявший отпускные цены на 450 тыс. — 6 млн руб., однако во второй половине года утилизационный сбор не исчез, а рынок, тем не менее, приподнялся.

Возможно, влияют более значимые факторы, нежели утилизационные и прочие поборы. Остановимся подробнее на результатах 2016 г. по отдельным сегментам.

ГУСЕНИЧНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ

Сегмент гусеничных экскаваторов, как уже говорилось выше, 2016 год начал со стагнации — за первые полгода продали 885 ед.

Вторая половина оказалась бодрее — 1035 ед. Всего за год продали 1920 экскаваторов, что на 14% хуже 2222 экскаваторов 2015 г.

Наиболее востребованы, как обычно, модели среднего весового диапазона от 21 до 30 т. Большая часть — это техника иностранных брендов: Caterpillar, Hyundai, Doosan, Komatsu, Liebherr, Hitachi, Volvo СЕ, Hidromek, JCB, John Deere, часть которых была собрана на территории РФ. Именно бренды, имеющие сборочные производства на территории России — Hitachi, Komatsu, Caterpillar — занимают наиболее прочное положение на рынке и обеспечивают наибольшие продажи благодаря не только сборке, но и устоявшимся дилерским и сервисным сетям, гарантированному обеспечению запчастями, возможностям по финансированию и интересным дополнительным услугам. Покупатели экскаваторов — добывающие компании, предприятия, их обслуживающие, а также участники крупных инвестиционных проектов.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ПОГРУЗЧИКИ

Что касается сегмента фронтальных погрузчиков, то, по данным АЕБ, в 2016 г. продали 645 погрузчиков — на 7,5% меньше 697 ед. в 2015 г.

Весь этот объем относится к ведущим брендам, уже перечисленным выше, и в основном речь идет о погрузчиках средних типоразмеров.

В немногочисленную группу тяжелых погрузчиков — порядка трех десятков, которые используются как перевалочные машины, внесло оживление в угольной промышленности. Здесь речь идет о машинах премиум-класса: Liebherr, Komatsu, Caterpillar.

САМОСВАЛЫ С ЖЕСТКОЙ РАМОЙ

Ростом в угольной промышленности объясняется и рост, причем значительный, поставок самосвалов с жесткой рамой, или карьерных самосвалов, которые, строго говоря, к строительной технике не относятся.

По данным АЕБ, в 2016 г. их поставили 120 ед. — на 67% больше,чем 75 ед. в 2015 г. К Caterpillar, Komatsu и Hitachi присоединился Terex Trucks, представляющий сегодня подразделение Volvo CE.

ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННЫЕ САМОСВАЛЫ

Что касается шарнирно-сочлененных самосвалов, то здесь преимущество наших европейских коллег неоспоримо.

В 2016 г. ввезли 109 ед. — на 18% больше, чем 92 ед. в 2015 г. Традиционно лидируют самосвалы Volvo СЕ, со значительным отрывом за ними следуют Caterpillar и Doosan-Moxy, далее Bell, John Deere и Terex Trucks. Лидирующая позиция Volvo СЕ в российском сегменте шарнирно-сочлененных самосвалов объясняется не только и не столько их превосходными техническими и эксплуатационными характеристиками, так как продукция главных конкурентов не хуже, сколько усилиями Томаса Куты по продвижению самосвалов в пору, когда тот возглавлял российский офис Volvo CE. Это к слову о роли личности в истории.

АВТОГРЕЙДЕРЫ

Еще совсем недавно Volvo СE была лидером премиум-сегмента автогрейдеров, но компания внезапно вышла из этого бизнеса, несказанно обрадовав своих конкурентов.

Особенность российского сегмента автогрейдеров в главенствующем положении отечественных производителей, которые хотят и умеют его сохранять, в отличие от производителя экскаваторов, с которым находятся в одном холдинге. Итак, емкость сегмента автогрейдеров в 2016 г. составила 552 ед. — на 3% больше 538 ед. в 2015 г. Большую часть сегмента удерживает совместное предприятие «РМ-Терекс» с объемом производства 501 автогрейдер, который, кстати, на 39,4% больше, чем в 2015 г.

«РМ-Терекс» поставляет исчерпывающую линейку автогрейдеров с улучшенными техническими, эксплуатационными и эстетическими качествами по конкурентным ценам, выпускаемых Брянским и Челябинским заводами. Премиум-сегмент почти поровну поделили Caterpillar и John Deere.

ПОГРУЗЧИКИ С БОРТОВЫМ ПОВОРОТОМ

Отечественный производитель силен и в сегменте погрузчиков с бортовым поворотом.

В 2016 г. сегмент уменьшился на 1 % — с 761 ед. в 2015 г. до 757 ед., и марка «Четра» удерживает в этом объеме примерно 60%.

Среди импортных погрузчиков отметим, прежде всего, Bobcat, все-таки родоначальник этого направления, далее в очень небольших объемах Case, New Holland, Locust, Caterpillar, John Deere, Volvo, JCB.

ЭКСКАВАТОРЫ-ПОГРУЗЧИКИ

Сегмент экскаваторов-погрузчиков, который тоже относится к компактной строительной технике, больше похож на сегмент шарнирно-сочлененных самосвалов: здесь тоже доминирует один зарубежный производитель — JCB.

Экскаваторы-погрузчики JCB по праву считаются эталоном этого типа машин, у них много последователей и подражателей.

Отечественное машиностроение неплохо представлено машинами «РМ-Терекс», которые буквально недавно, в 2012 г., были выведены на российский рынок. Итак, в 2016 г. поставили 1205 ед. экскаваторов-погрузчиков, что на 2% меньше показателя прошлого года — 1227 ед. Около 40% забирают модели JCB 3СХ и 4CX. Далее с большим отрывом следуют экскаваторы-погрузчики Volvo, Caterpillar, Komatsu, у которых примерно по 10%. У марок New Holland, Case, Hidromek по 1–2%.

КОЛЕСНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ

Этих машин в 2016 г. поставили на 25% меньше, чем в 2015 г.: 237 ед. против 316 ед.

Довольно большая доля у «РМ-Терекс», так как это наиболее доступный по цене вариант, хотя и представленный всего одной моделью. Но колесные экскаваторы — это такой вид техники, где и один в поле воин.

Довольно популярны колесные экскаваторы Caterpillar, Volvo СЕ, Liebherr, Case. Их старается догнать Hidromek.

В целом по компактной технике — погрузчикам с бортовым поворотом, экскаваторам-погрузчикам и колесным экскаваторам — в течение 2016 г. наблюдался спад, что можно объяснить тем, что основные потребители компактной техники — это жилищное строительство и коммунальное хозяйство, финансовое состояние которых намного хуже, нежели у добывающих или строительных компаний, занятых в инвестиционных проектах федерального уровня.

РЕЗЮМЕ

Итак, можно зафиксировать суммарное снижение продаж по перечисленным сегментам и производителям на 7% в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Но! Небольшой подъем в конце года вселяет надежду, что в 2017 г. ситуация может стать лучше. Окончательно не ясны причины этого подъема. Сегодня мы не видим каких-либо стимулирующих мероприятий в кредитно-денежной или налоговой политике, чтобы лозунг, вынесенный в заголовок, начал претворяться в жизнь.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий