Электробусы и газовые автобусы, программа «Доступная среда» и контракты жизненного цикла — крупнейшие участники индустрии пассажирских перевозок продемонстрировали продукцию и услуги на Международном автобусном салоне Busworld Russia — 2018. Тезис о том, что рынок общественного транспорта идет вслед за потребителем, получил в Москве зримое подтверждение.
Закрепив российский дебют 2016 года, второй по счету автобусный салон Busworld Russia powered by Autotrans (выставка чередуется по годам с «Комтрансом») прибавил в размахе и участниках: 84 компании из 14 стран разместились на площади 9000 м2 (рост на 90% в сравнении с 2016 г.). Все три дня в «Крокус Экспо» царило море людское. Впрочем, такой живой интерес к экспозиции неудивителен, ведь именно Москва сегодня задает тон в облике пассажирского транспорта, как регулярного, так и экскурсионно-туристического.
ГОРОД И ЭЛЕКТРОБУСЫ
В сегменте городских перевозок основной интерес — электробусы. Хотя некоторые из экспонатов новинками не являются — они не только успели засветиться на профильных выставках, но и поступили в коммерческую эксплуатацию. Взять, к примеру, уже серийный электробус КАМАЗ-6282, ставший победителем в номинации «Электробус года» конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» (его итоги подводились во время автобусного салона). Он демонстрировался в паре со станцией ультрабыстрой зарядки UFC-240. Эта технология реализована по заданию ключевого заказчика — правительства Москвы. Такой же способ восполнения энергии используется и на новой модификации электробуса ЛиАЗ-6274.01. В результате модернизации машина получила обновленный дизайн салона, вместимость которого выросла до 85 пассажиров. Представленный вариант уже эксплуатируется на улицах Москвы (подробности на стр. 56–57 этого номера). Машины приобретаются на условиях контракта жизненного цикла.
Электробус КАМАЗ-6282 в паре со станцией ультрабыстрой зарядки UFC-240.
Готов к поставкам заказчикам новейший электробус «СитиРитм-12Е», производимый компанией «Волгабус». Основная концепция этой модели — никаких зарядных станций в пути. Электробус способен отработать полноценную смену (до 260 км в день) и заряжается ночь в парке. Литий-железофосфатные аккумуляторы (LiFePO4) расположены на крыше и обеспечивают работу всех систем электробуса, в том числе кондиционирования и отопления, что позволяет перевозчику вообще не иметь дело с дизельным топливом.
Обновленный электробус ЛиАЗ-6274.01 в комплектации для Москвы.
Оригинальное решение по увеличению запаса хода применила ПК «Транспортные системы» в электробусе «Пионер». Главной особенностью этой машины является то, что основной блок батарей расположен в прицепе и одна дополнительная — на крыше, чего, как уверяют конструкторы модели, хватает на 150 км пробега. Выработалась электроэнергия — отцепил один прицеп, прицепил другой и поехал дальше. Так можно отработать смену, не тратя драгоценное время на подзарядку. В настоящее время разработчики заняты сертификацией «Пионера», после чего возможен запуск машины в опытную эксплуатацию.
Экологичный «Пионер» возит аккумуляторы в прицепе.
В стадии испытаний находится проект беспилотного электробуса на базе «Газели Next» с мощным навигационным комплексом. С этой перспективной разработкой, ранее представленной на ММАС, можно было ознакомиться на стенде «Группы ГАЗ».
«СитиРитм-12Е» способен отработать полноценную смену на одной зарядке.
А что с перспективной темой газификации транспорта? Ранее в правительстве отмечали, что для нашей страны использование газомоторного топлива важнее, чем рост числа электромобилей. На Busworld-2018 состоялось сразу две премьеры. Компания «РМЗ РариТЭК» представила новейший низкопольный 10,5‑метровый автобус Lotos 105, который планируется выпускать в Набережных Челнах. «Цветок городских джунглей» оснащается газовым двигателем Yuchai мощностью 260 л. с. и АКП Allison. Для производства «Лотоса» компания организовала линию сварки и сборки кузовов, сообщил представитель «РМЗ РариТЭК». В настоящее время идет сбор предзаказов.
18,75‑метровый ЛиАЗ-6213 самый длинный из всех «гармошек», выпускаемых в странах СНГ.
Еще одна показанная на выставке газовая новинка — сочлененный ЛиАЗ-6213 габаритной длиной 18,75 м и вместимостью до 200 пассажиров. В задней секции прицепа самой длинной из выпускаемых в странах СНГ «гармошек» установлен 6‑цилиндровый газовый двигатель ЯМЗ CNG. Отметим, что это первый опыт применения перспективного семейства ярославских газовых моторов в сочлененных автобусах. Ранее такие силовые агрегаты использовались только на 12‑метровых машинах. Из других новшеств модификации, поставляемой «Мосгортрансу», отметим ровный пол в зоне сочленения, увеличенное количество газовых баллонов и модернизированный заправочный модуль, позволяющий повысить скорость закачки баллонов.
18‑метровый МАЗ-216 сконструирован по толкающей схеме.
По соседству с ЛиАЗом особо большого класса еще одна «гармошка» — 18‑метровый МАЗ-216. Новая модификация выполнена по толкающей схеме: двигатель размещен в заднем свесе, а не в шахте вблизи второй оси, как это делалось в предшествующих вариантах. Салон машины вмещает 171 пассажира, мест для сидения 40.
Туристический MAN Lion’s Coach в двухосном варианте — главный экспонат стенда MAN Truck & Bus.
В городе найдется место автобусам любой вместимости, если правильно назначить маршрут и время, говорят эксперты рынка. Переходя к самому массовому сегменту переднемоторных автобусов, отметим еще одну важную новинку городского назначения. Павловский автобусный завод впервые представил новую модификацию автобуса Vector Next, габаритная длина которого увеличена с 7,6 до 8,8 м, а вместимость с 52 до 65 пассажиров. Vector Next — одна из немногих машин в этом классе, у которых сделана площадка с низким уровнем пола и возможностью перевозки инвалидов. Повышенный интерес к таким решениям на рынке обусловлен запросами общества на решение социальных проблем. Неудивительно, что Vector Next в версии «Доступная среда» оказался в числе победителей конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России», взяв первое место в номинации «Городской автобус года».
Удлиненный Vector Next в версии «Доступная среда».
ИНОМАРКИ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ
Если в сегменте городских автобусов львиная доля рынка остается за отечественными производителями, то рынок междугородних и туристических машин — вотчина иномарок. Компания MAN, единственная из европейских производителей, присутствующая на Busworld-2018, сегодня делает ставку именно на такие решения. В этом году мюнхенская марка представила уже знакомый по выставке COMTRANS’17 лайнер MAN Lion’s Coach в двухосном исполнении — модель, ставшую победителем в номинации «Туристический/междугородний автобус» конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России». Пару 12‑метровому победителю составил трехосный 59‑местный Neoplan Tourliner L габаритной длиной без малого 14 м. В салоне имеются ЖК-мониторы, туалет, холодильник и бортовая кухня. Емкость багажных отделений под полом достигает 12 м3. Клиент получает комфорт, сравнимый с бизнес-классом самолета, подчеркивает Питер Андерсон, гендиректор «МАН Трак энд Бас РУС». Оба представленных MAN лайнеров оснащаются дизелем D2676 в паре с 12‑ступенчатой роботизированной КП TipMatic. Но у Neoplan Tourliner L более мощный двигатель (460 л. с.), отвечающий нормам Евро-6.
Yutong T122 HDH в максимальной комплектации, которая будет доступна для российского рынка.
Широким фронтом на Busworld-2018 выступили китайские производители. Причем на этот раз были представлены машины как бюджетного, так и премиального сегмента. Компания Higer Bus совместно с российским дистрибьютором «Русбизнесавто» представила туристический Higer KLQ 6128 в двух исполнениях — обычном и люксовом. В салоне повышенной комфортности по три широких кресла в каждом ряду. Пассажирские места отделаны кожей, оснащены массивными подлокотниками и оттоманками.
Higer KLQ 6128 в варианте с люксовым салоном.
Компания «Ютонг-Центр Столица» представила туристический Yutong T122 HDH в максимальной комплектации, которая будет доступна для российского рынка. Автобус на 49 пассажирских мест оснащен спальным местом водителя, туалетом, холодильником и рядом других опций, направленных на комфорт пассажиров. В отличие от версий этого автобуса, которые поставляются на внутренний рынок и в страны ЕС, модификация для России оснащена 8‑ступенчатой АКП и дизелем Mercedes-Benz OM475 LA класса Евро-5.
Первый экземпляр поставляемого в Россию обновленного Neoplan Tourliner.
Ankai — новое имя на нашем рынке. Туристический автобус HFF6124KA с «сетровским» дизайном, разумеется, из Китая. Но сделан неплохо, а стоит вообще очень конкурентно — $129 000. Это, на секундочку, за 12‑метровый «турист» в очень хорошей комплектации, с дизелем Weichai мощностью 336 л. с. и салоном с 51 креслом.
Туристический Ankai с ярко выраженным европейским дизайном.
В качестве отечественного конкурента иномаркам в сегменте туристических автобусов большого класса выступил модернизированный Cruise, выпускаемый на ЛиАЗе. У автобуса новый дизайн передней маски, борта из композитных материалов и увеличенное до 51 количество пассажирских сидений. «Круиз» построен на шасси Scania и предлагается с широким набором систем активной безопасности в базовом исполнении.
Органичным дополнением интереснейшей экспозиции стала насыщенная деловая программа с обсуждением различных течений в создании и применении автобусной техники. Мир пассажирской техники активно развивается, а перспективы нашей страны с точки зрения роста транспортной подвижности населения безграничны, отмечают владельцы бренда Busworld.
Максим Каров, директор по маркетингу ООО «Русские автобусы — Группа ГАЗ»
Мы движемся поступательно вс плане актуализации модельного ряда, учитывая текущие тенденции вс разных сегментах. При этом долгосрочная стратегия всегда подвержена временным корректировкам. Все представленные на Busworld-2018 автобусы являются новинками. Vector Next увеличенной длины и вместимости прибыл вс этот павильон прямо с завода. Эту машину мы сознательно сделали вс исполнении «Доступная среда», поскольку вс этом году сделан особый акцент на социальной политике.
Также посетителям Busworld-2018 мы показываем новый сочлененный газовый автобус ЛиАЗ-6213 CNG длиной 18,75с м. Чем он интересен? Во-первых, это самая длинная «гармошка» из тех, что производятся в странах СНГ. Во-вторых, это сочлененная машина, вс которой впервые используется газовый двигатель ЯМЗ CNG, ранее моторы этого семейства устанавливались только на 12‑метровых автобусах. Наконец, в-третьих, мы убрали ступеньку в зоне сочленения, увеличили количество газовых баллонов до 13 штук и модернизировали заправочный модуль. Вс соответствии со спецификацией для Москвы автобус получил мультиплексную электропроводку ис внешние видеокамеры, работающие в режиме кругового обзора. Есть ли перспективы у сочлененных автобусов в будущем? Яс считаю, что вс городе найдется работа автобусам любой вместимости, если правильно назначить маршрут и время.
Роман Дмитрук, генеральный директор компании «АЛК Две столицы»
Выводу на российский рынок автобуса Ankai предшествовала большая и кропотливая работа. Машина специально подготовлена для эксплуатации в суровых условиях. Вс базовой комплектации предусмотрен подогрев топливных фильтров, улучшенная изоляция моторного отсека, автономный подогрев водительской зоны. Для дополнительной защиты от влаги доработаны уплотнения багажных и технологических люков. Салон рассчитан на перевозку 51 пассажира, кресла установлены на салазках. Наша задача, чтобы клиент, запустив автобус вс эксплуатацию, ничего вс нем самостоятельно не дорабатывал. Стандартная заводская гарантия 12 месяцев без ограничения пробега. Сейчас мы ведем переговоры сс компанией Weichai на предмет расширенной гарантии по двигателю. Наши сильные стороны — это не только простота вс обслуживании ис максимальная надежность, но ис привлекательные финансовые инструменты, которые мы стремимся широко использовать.
Марат Галямин, руководитель проекта Higer компании «Русбизнесавто»
Рынок автобусов в классе М3 мы оцениваем в 1000 машин, речь идет только о китайских марках. Европейские марки мне сложно комментировать, давайте обозначу в 1000 машин. Если говорить про будущий год, думаю, по китайским машинам рынок упадет до 900 единиц. Причина в отсутствии «двигателя торговли», а именно ЧМ по футболу, который очень сильно поднял продажи в этом году. В следующем году мы можем ожидать разве что строительство моста на Сахалине, там будет потребность в перевозках вахтовиков. Автобусы понадобятся с максимальным количеством пассажирских мест, например 55, как в Higer KLQ, который мы представляем на выставке. На отрицательную динамику рынка также повлияет колебание валютного курса.
В 2019 году мы по-прежнему будем делать ставку на междугородние автобусы. Однако машины получат обновленный салон, а в моторном отсеке Cummins сменится на Weichai, что позволит нам сохранить прежние цены. Также мы планируем возобновить продажи городских автобусов. Есть информация, что часть муниципальных маршрутов в крупных городах будут отданы частным перевозчикам; вероятно, они будут покупать автобусы, какие захотят. Поэтому опять пойдем в город. Скорее всего, в продуктовой гамме появятся 8‑ и 11‑метровые автобусы.
Источник: