Липецкие сюрпризы:необычные УАЗы

Оригинальные разработки липецкого завода малых коммунальных машин доказывают, что в России еще не перевелись талантливые инженеры

Липецкий завод малых коммунальных машин, в прошлом году отметивший свое двадцатилетие, начинался как мастерские ООО «УАЗ-Автоцентр», поэтому конструкцию вездеходов Ульяновского завода в Липецке едва ли кто знает лучше местных механиков и инженеров. Естественно, когда в эпоху зарождения предпринимательства (начало 1990-х годов) на заводе решили заняться выпуском коммунальной спецтехники, в качестве «печки» оригинальных конструкций был взят УАЗ-3309 — доступный, недорогой внедорожник, как выяснилось, с далеко не раскрытыми потенциальными возможностями. Надо отдать должное амбициям разработчиков: они поставили перед собой задачу создания техники с использованием новейших отечественных достижений и с учетом опыта лучших мировых производителей машин подобного профиля.

Первой реализованной задумкой инженеров стала машина МКМ-1904 «Чистик» — уникальная для России комбинированная уборочная машина на автомобильном шасси малого размера, предназначенная для круглогодичной эксплуатации и уборки тротуаров, дорог и внутриквартальных территорий с покрытием тротуарной плиткой.

С последним, модернизированным вариантом МКМ-1904 специалисты смогли познакомиться на выставке «Доркомэкспо — 2015» в Москве. Вначале расскажем об основе спецмашины, представляющей собой усиленное рамное шасси с кабиной вездехода УАЗ-3309, с грузоподъемностью, возросшей до 2 т. От базового шасси оно отличается наличием не только более прочной рамы, но и гидрообъемного рулевого управления с гидроусилителем ГАЗ-66, которое воздействует на передние и задние колеса автомобиля. Эта особенность шасси позволила коммунальной машине стать предельно маневренной (радиус поворота составляет всего 3,2 м) и при необходимости перейти на «крабовый ход». Для привода оборудования были установлены коробка отбора мощности от переднего конца коленчатого вала двигателя, двухконтурная гидравлическая система с качественными итальянскими комплектующими. Была также улучшена система охлаждения масла.

Моющий агрегат, установленный спереди

На машине появились пульт управления навесным оборудованием, располагающийся внутри кабины, гидрообъемная трансмиссия Danfoss, универсальный надрамник и передняя плита для крепления широкого спектра навесного рабочего оборудования. В состав оборудования, устанавливаемого спереди на шасси, входят поворотный отвал, передняя щетка и фронтально-моющий агрегат.

Позади кабины устанавливаются самосвальный кузов, пескоразбрасывающие механизмы, система предварительного смачивания твердых реагентов, распределитель жидких реагентов, подрамник с емкостями объемом 1,5 м3, мусоросборочное оборудование, льдозаливочное оборудование, а также буровая  установка. Средняя щетка крепится в пределах колесной базы машины.

Машина «Умка» МКМ-1904-03 для работы на открытых и закрытых катках

Все перечисленное оборудование является быстросъемным и оснащено системой, включающей четыре выдвижных опоры, что позволяет производить его монтаж и демонтаж без использования каких-либо грузоподъемных механизмов за 10–20 минут.

Отдельно стоит остановиться на особенностях мусоросборочного оборудования. Бункер для сбора мусора является полностью водонепроницаемым. В его верхней части располагается гидравлический пресс, уплотняющий ТБО и перемещающий их к передней части бункера. Выгрузка мусора производится подъемом бункера двумя гидроцилиндрами под углом 90°. Емкость контейнера — 4 м3, масса перевозимых отходов — до 1 т. Степень уплотнения мусора — 2:1, высота разгрузки бункера — 1,7 м.

На базе МКМ-1904 завод освоил выпуск универсальной маневренной комбинированной автоматизированной машины для обслуживания открытых и закрытых катков, хоккейных площадок, стадионов, беговых дорожек с естественным и искусственным ледяным покрытием. Ее назвали «Умка» или МКМ-1904-03. На машину устанавливается рабочий орган-кондиционер, представляющий собой сложную металлическую конструкцию, которая несет в себе все элементы и механизмы, нужные для профессиональной обработки льда (нож, систему подвески и регулировки положения ножа, горизонтальный шнек, гидропривод, распределительную рамку для заливки льда, боковую щетку и водяное полотенце). Для сбора ледяной крошки и снега в бункер установлен вертикальный шнек. Бункер для снега — сварной из нержавеющей стали. Выгрузка снега осуществляется опрокидыванием бункера назад.

МКМ-1904 «Чистик» — компактная универсальная уборочная машина — снабжена быстросъемным оборудованием, отличается высокой маневренностью и проходимостью

Данная модель не уступает по технико-экономическим показателям ближайшему аналогу — льдозаливочной машине Zamboni и способна обслуживать как закрытые, так и открытые хоккейные площадки и стадионы. Возможность установки переднего отвала и обширного спектра сменного оборудования, способность самостоятельно передвигаться по автодорогам до места проведения работ (со скоростью до 50 км/ч), а также изначальная экономия за счет разумной цены делает «Умку», не имеющую аналогов на сегодняшний день на рынке, самым привлекательным приобретением.

Еще одна производная МКМ-1904 — маневренная буровая машина МБМ-230 «Буравчик», предлагаемая на удлиненном шасси с двухрядной кабиной. Машина предназначена для проведения инженерно-геологических изысканий, бурения геофизических и структурно-поисковых скважин вращательным способом с промывкой или без промывки, бурения на воду, а также для других буровых работ.

У полноприводного шасси «Мурашка» МКМ-1905 средний ряд колес может быть приподнят

В дальнейшем агрегаты двухосного спецавтомобиля МКМ-1904 были применены при создании еще более оригинальной машины, получившей обозначение МКМ-1905 и собственное имя «Мурашка». Главная особенность этой новинки — применение трехосного шасси с передними и задними управляемыми колесами с шинами сверхнизкого давления или на гусеничных движителях. «Мурашка» предлагается с двумя типами шин, двух- и четырехслойных. Первые лучше подходят для движения по лесу, болоту, глинистой почве, вторые — по сыпучему песку, грунтовым дорогам и асфальту. Благодаря более плотному рисунку протектора их износ значительно меньше. Двухслойные шины имеют наружный диаметр 1230±30 мм, четырехслойные — 1150±30 мм. Ширина профиля у них одинаковая — 600 мм. Шины могут эксплуатироваться в диапазоне температур от -60 до +50 °С.

МКМ-1905, таким образом, — круглогодичный, всепогодный универсальный вездеход с возможностью быстрой замены всевозможного навесного оборудования, также предлагаемого заводом.

В закрытом грузопассажирском кузове он может перевозить до 10 пассажиров по снежной целине, льду водохранилищ, озер и рек, а также по бездорожью со слабой несущей способностью грунта (до 0,02 МПа). Экономичность доставки грузов «Мурашкой» на два порядка выше, чем вертолетом, при этом вездеходу не требуется ясная летная погода.

Шины сверхнизкого давления обеспечивают вездеходу плавучесть, если загрузка машины не превышает 1400 кг. Водоизмещение одного колеса равно 675 кг, общее — 4,05 т. Для повышения проходимости возможна установка централизованной системы автоматической подкачки колес.

По желанию покупателя машины предлагают на колесно-гусеничном ходу

На плотных и слабонесущих грунтах грузоподъемность автомобиля ограничена 2,5 т. При габаритных размерах 4460х2500х3100 мм колея составляет 1900 мм, дорожный просвет равен 500 мм. Снаряженная масса машины — 2430 кг.

Кроме стандартного 105-сильного 2,7-литрового бензинового двигателя ЗМЗ-409.10 завод комплектует машину 63-сильным 2,8-литровым дизелем Isuzu. Оба работают с 4-ступенчатыми механическими коробками передач, сблокированными с 2-ступенчатыми раздаточными коробками. Рулевое управление машины — оригинальное, с гидроусилителем ГАЗ-66. Технически допустимая скорость на шоссе составляет 80 км/ч. Кроме грузопассажирского кузова в качестве навесного оборудования устанавливаются цистерна для перевозки нефтепродуктов емкостью 2 м3, грузовая платформа (возможна установка крана-манипулятора), самосвальный кузов, оборудование для пожаротушения и доставки питьевой воды.

Особо остановимся на применении вездехода в сельском хозяйстве. С оборудованием для внесения удобрений он оказался в 10 раз производительнее самолета и позволяет расходовать на 30 % меньше химикатов, обеспечивая их точечное внесение в зависимости от состояния посевов и почвы. Благодаря шести колесам с шинами сверхнизкого давления вездеход передвигается по полям, не нанося вреда ранним посевам и урожаю, т.к. давление на грунт всего 7 кПа. Производительность при внесении удобрений достигает 1000 га/сутки, при внесении гербицидов — до 700 га/сутки. При этом машине не требуется технологическая колея, уменьшающая площади посевов минимум на 5 %. Завод оснащает вездеход двухдисковым разбрасывателем удобрений Cosmo с шириной разбрасывания до 40 м и гербицидной установкой с шириной обработки 24 м и емкостью бака на 2 т химикатов.

Шины сверхнизкого давления обеспечивают машине плавучесть

Как показал опыт применения вездеходов «Мурашка», в агросекторе они позволяют начинать обработку почвы ранней весной, когда никакая другая техника не может выехать на поля. И это также является важным преимуществом этих вездеходов. Еще одна особенность машин: их средний мост выполнен поднимающимся, что используется при транспортировке вездехода своим ходом. При переездах машины не нуждаются в сменных колесах, особое разрешение ГИБДД не требуется, т.к. все габариты вездехода соответствуют нормам, узаконенным Правилами дорожного движения. Емкость топливного бака составляет 120 л, контрольный расход топлива при скорости 45 км/ч равен 13,2 л/100 км (бензин АИ-92).

По словам директора САМТ-Фонда, доктора технических наук, профессора Игоря Гриффа, «заводу удалось создать специальные машины, не имеющие мировых аналогов. МКМ-1904 и МКМ-1905 соответствуют самым высоким стандартам и имеют оптимальные технические характеристики, включая маневренность, надежность, простоту обслуживания».

«Мурашка» на сельхозработах

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий