Чистюли изАрзамаса

Мы продолжаем знакомить наших читателей с российскими заводами, занятыми на разработке и выпуске техники специального назначения. На этот раз мы отправились в Арзамас на завод «КОММАШ»

Арзамасский завод коммунального машиностроения («КОММАШ») имеет более чем 80-летнию историю. Причем большая ее часть связана непосредственно с разработкой и изготовлением техники как для коммунального хозяйства, так и для содержания дорог.

НА ВСЕ СЛУЧАИ

Сегодня производственная программа ведущего предприятия коммунального машиностроения России и СНГ включает в себя машины для водно-коммунального хозяйства (ВКХ), мусоровозную технику, а также комбинированные дорожные машины (КДМ) для летнего и зимнего содержания дорог.

К примеру, вакуумные машины предназначены для вакуумной очистки выгребных ям и канализационных колодцев, транспортирования и выгрузки в местах утилизации жидких отходов, не содержащих горючих и взрывоопасных веществ. Данный вид продукции представлен серией КО-505Б и рядом других моделей.

Илососные машины также предназначены для вакуумной очистки колодцев, ливневой и канализационной сетей от ила и транспортировки его к месту выгрузки. Эта группа машин представлена серией КО-507.

Наконец, категорию машин для водно-коммунального хозяйства замыкают каналопромывочные агрегаты, которые предназначены для аварийной и профилактической очистки канализационных и водосточных труб, отстойников, колодцев, ливневой канализации и ликвидации засоров в канализационных системах. Данные машины представлены сериями КО-512 и Ко-514, которые дополнены серией Ко-560, относящейся к классу комбинированных машин.

Новинка — вакуумная машина КО-522N на шасси «ГАЗон NEXT»

Утилизация (захоронение) отходов на сегодняшний день относится к приоритетным направлениям капитальных вложений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому обращение с отходами потребления, включая сбор, транспортировку, сортировку,  переработку, захоронение отходов, — это отдельный бизнес. При этом использование экологичных мусоровозов уже не только требование законодательства, но и заказчиков по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО).

Так, контейнерные мусоровозы предназначены для сбора и вывоза крупногабаритного бытового и строительного мусора, а также для перевозки и самосвальной выгрузки различных сыпучих и крупногабаритных грузов. Данный тип машин представлен серией КО-440А.

Мусоровозы с задней разгрузкой предназначены для механизированного сбора твердых бытовых отходов из металлических и пластмассовых контейнеров всех типов объемом до 1,1 м3, их уплотнения, транспортировки и механизированной выгрузки в местах утилизации. Этот тип мусоровозов представлен серией КО-440В.

Илососная машина КО-507К на шасси КАМАЗ

Мусоровозы с боковой разгрузкой также предназначены для механизированной погрузки ТБО из контейнеров в кузов, их уплотнения, транспортировки и механизированной выгрузки. В эту категорию мусоровозов входят машины серии КО-440.

Назначение КДМ — всесезонное содержание дорог для поддержания безопасности и сохранности дорожного покрытия. Машины серии КО-829 предназначены для круглогодичного обслуживания городских и магистральных дорог с асфальтовым и бетонным покрытием при температуре окружающего воздуха от –20 до плюс 40 °С.

В летний период машины используются для мойки, поливки, очистки дорожных покрытий от грязи и пыли, а также для мойки прилотковой полосы и поливки зеленых насаждений и газонов, зимой — для скоростной и патрульной очистки дорожного полотна от свежевыпавшего и спрессованного снега, удаления наледи и обработки противогололедными материалами.

Комбинированная дорожная машина КО-829Д1 на шасси КАМАЗ

Одним из направлений предприятия стало применение машин, работающих на природном газе — наиболее доступном и экологичном среди альтернативных моторных топлив. Использование этого вида топлива существенно сокращает затраты на владение как грузовым автомобилем, так и специальной надстройкой, размещенной на нем.

Кстати, арзамасский «КОММАШ» одним из первых перевел свои популярные модели мусоровозов, дорожных и вакуумных машин на газомоторные шасси в рамках правительственной программы перевода парков коммунальных хозяйств на ГМТ.

Лицензионный мусоровоз KOBIT KBRP17K на шасси КАМАЗ

В рамках другой правительственной программы импортозамещения «КОММАШ» также стал одним из первопроходцев, локализовав на своей территории сборку чешских мусоровозов марки «КОБИТ» (машины собираются по чешской лицензии и чертежам). На сегодняшний день мусоровозная техника «КОБИТ» — достойное предложение на отечественном рынке в отношении цена-качество.

БЕСПОКОЙНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Естественно, что столь обширная номенклатура продукции (более 300 наименований) требует соответствующего производства. Прежде всего, в распоряжении предприятия имеется достаточно мощное заготовительное производство, в оснащение которого входят плазменная резка металла «Кристалл», комплексы лазерной резки металла Platino (Италия), Axel LVD (Бельгия), листогибочный станок с ЧПУ Durma (Турция), гибочный пресс с ЧПУ и гильотинные ножницы с ЧПУ, профилегибочные станки. Причем склад металла расположен в непосредственной близости от «заготовки».

Сварочное производство оснащено инверторными сварочными полуавтоматами с ЧПУ Fronius (Австрия). Есть даже роботизированный сварочный комплекс. Конечно, не все доведено еще до ума, но работа над этим постоянно ведется. Сварочное производство относится к приоритетным направлениям деятельности предприятия, наряду со сборочным производством.

Лучше обстоят дела с механообработкой. Здесь и цеха почище, и работа попрестижней. Из оснащения станочным парком следует отметить токарные центры с ЧПУ HAAS (США) и горизонтально-фрезерный обрабатывающий центр с ЧПУ Dahlih (Тайвань). Однако в ближайшей перспективе все это отойдет на аутсорсинг. Исключение составит производство вакуумных насосов. Это своеобразный бренд предприятия.

Комплекс лазерной резки металла

Окрасочный комплекс соответствует велениям времени. Особое внимание уделяется подготовке окрашиваемых поверхностей. Они проходят дробеструйную обработку, после чего наносится специальный грунт. Только после этих операций производится финальная окраска лакокрасочными материалами.

Наибольшее уважение вызывает сборочное производство. Оно приближено к европейским аналогам. Смывные полы, хорошее освещение обеспечивают культуру производства. Сложные машины собираются на постах. Машины попроще — на конвейере.

Сварочное производство

Попутно стоит отметить слаженную логистику как отдельных производств, так и предприятия в целом. Здесь внедрена поставка деталей по системе KANBAN. Правда, пока в усеченном виде. Электронный документооборот еще только предполагается освоить. Особое внимание уделяется системе качества, также с использованием лучших зарубежных аналогов.

ЗАДЕЛ НА ЗАВТРА

На определенном этапе возникла необходимость в создании обособленного Машиностроительного инжинирингового центра (МИЦ).

Преимущественно это было связано с объединением двух основных предприятий в единое целое. В данном случае имеется в виду грабовский завод «ГРАЗ».

Инженерный центр осуществляет проектирование, разработку и сопровождение конструкторской документации для двух предприятий. При разработке конструкторской документации применяется принцип сквозного моделирования. Рабочие места оснащены компьютерными станциями с использованием программного обеспечения Solid Works.

Механообрабатывающий цех

Основой сегодняшней работы МИЦ и предприятий группы в целом является наиболее полное удовлетворение запросов потребителей. Для этого проводятся опросы на предмет выявления предпочтений. На основании результатов формируются технические задания на проектирование новой техники с последующим созданием опытных образцов.

Ведется и индивидуальная работа с клиентами с целью создания техники, наиболее полно отвечающей конкретным условиям ее эксплуатации.

В связи с обострением политической ситуации, введением санкций со стороны ряда зарубежных компаний предприятию приходится все больше уделять внимание импортозамещению. Несмотря на то, что прямых отказов не было, сроки поставки комплектующих и запчастей многократно возросли. От чего-то можно отказаться в пользу отечественного, от чего-то нет. Во всяком случае, показатель по импортозамещению плавающий и зависит от вида техники: на одних видах он мал, на других держится на прежнем уровне. Средний же показатель по предприятию составляет около 40 %.

После дробеструйки и грунтовки бункеры готовы отправиться на окраску

НЕ ТОЛЬКО ПРОИЗВОДСТВО

В данный момент на предприятии обозначились новые подходы в области обеспечения сервиса и гарантий. Завод увеличил гарантийный срок на свою технику, при этом убрав привязанность гарантии к пробегу машин. Создана собственная сеть сервисных центров по обслуживанию надстроек. В настоящее время она насчитывает 35 единиц по РФ и ближнему зарубежью. К тому же организована практика «летучих бригад», которые в случае возникновения поломок в гарантийный период готовы выехать в максимально сжатые сроки непосредственно к клиенту.

Пока же наибольшее количество претензий предъявляется к шасси. Маленькие проблемы устраняются самостоятельно, большие, например, в части КАМАЗа, — с привлечением официального дилера, расположенного неподалеку. Если обнаруживаются претензии к шасси ГАЗ, то завод вообще в пределах досягаемости — каких-то полтора часа езды. Пока наибольшую озабоченность вызывает качество минских шасси, как и сама дилерская сеть, которой практически нет.

Один из самых щепетильных моментов — передача готовой продукции заказчику

Если же говорить о подходах к выбору шасси, то исповедуется два пути. Первый, когда предприятие само покупает специальное шасси уже под клиента или на склад готовой продукции и устанавливает на него надстройку. Второй — когда клиент сам предоставляет необходимое шасси (конечно же, по согласованию с «КОММАШ»), и уже на него происходит установка конкретного оборудования. Но это не исключает и такой схемы, как установка новой надстройки на старое шасси.

В 2015 году на рынке спецтехники произошло падение продаж от 50 до 60 %. Продажи «КОММАШа» сократились не так глобально. Ежемесячный выпуск продукции на предприятии составляет порядка 110–120 ед. со следующей структурой: 40–50 % — техника для ВКХ (до 90 % рынка), оставшуюся долю примерно поровну делят между собой мусоровозы (до 50 % рынка) и дорожные машины (до 45 % рынка). В последнее время наблюдается рост в продажах мусоровозов и КДМ. Возможности же производства таковы, что позволяют ежегодно собирать свыше 3000 ед. коммунальной техники. В настоящий момент предприятие полностью загружено работой. Этому способствовала победа в ряде тендеров, в том числе и на поставку мусоровозов в Крым.

СОЦИАЛКА

Особый акцент сделан на социальной ответственности предприятия. Будучи градообразующим предприятием, завод «КОММАШ» славится своими трудовыми династиями — в три и даже четыре поколения. Руководство завода сознает и полностью берет на себя ответственность за своих сотрудников. Так, в трудной экономической ситуации начала 2015 года, чтобы не растерять рабочих, завод участвовал в двух программах занятости. Первая касалась временной занятости на благоустройстве предприятия при неполной рабочей неделе. Вторая — программа субсидирования опережающего обучения. Последняя позволяла не только приобрести более квалифицированную профессию, но и расширить свои возможности в профессиональном плане, получив дополнительную квалификацию.

Компьютеризированное рабочее место конструктора

В итоге предприятие прошло пик кризиса с минимальными потерями как в трудовых ресурсах, так и в плане обеспеченности работников. Кстати, в настоящий момент на предприятии трудится свыше 600 человек.

К тому же «КОММАШ» является востребованным работодателем, отклики на размещенные вакансии появляются в течение пары часов.

Один из последних прототипов — КДМ КО-829N на шасси «ГАЗон NEXT»

МИМОХОДОМ

Официальной датой основания завода считается 26 октября 1934 года. Первоначально в штате было всего 67 человек. Предприятие крепло с каждым годом и выпускало технику для сельскохозяйственной отрасли. В годы Великой Отечественной войны в помещении МТМ была развернута мастерская по ремонту авиационной техники, которая работала день и ночь. В послевоенный период авторемонтная мастерская переименовывается в машинно-тракторную. В 1949 году приказом директора в мастерской организуется 5 цехов: моторно-монтажный с кузницей, токарный, по изготовлению емкостей и электросварки, литейный и деревообрабатывающий. 15 марта 1951 года мастерская реорганизовывается в механический завод, выпускающий полевые тракторные вагоны ПВ-14, цистерны емкостью 2,11 и 11,6 м3 и стройдетали. В ноябре 1953 года завод передается в Главное управление ремонтных предприятий Министерства сельского хозяйства РСФСР и получает новое название: Арзамасский ремонтный завод. С середины 1960-х годов определяется основной профиль завода — выпуск коммунальных машин по направлению ВКХ, в котором «КОММАШ» до сих пор является неоспоримым лидером отрасли. В 1990-е годы линейка производимой техники пополняется мусоровозами и машинами для очистки дорог.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий