Непростая экономическая ситуация в Российской Федерации привела к значительному сокращению производства автомобилей на отечественных заводах отрасли. По данным ОАО «АСМ-Холдинг», в России за январь — ноябрь 2015 года было произведено 1271,73 тыс. автотранспортных средств (грузовых, легковых автомобилей и автобусов), что на 26 % меньше, чем за аналогичный период 2014 года
Производство грузовых автомобилей (включая легкие грузовики) упало на 17,6 % (выпущено 111,4 тыс. ед.), а выпуск автобусов (включая микроавтобусы) снизился на 19 %. По итогам года выпуск грузовых автомобилей ожидался на уровне 125 тыс. ед., а автобусов — 38,3 тыс. ед. При этом из числа выпущенных грузовиков около 110 тыс. ед. должны были составить малотоннажники. В процентном отношении к итогам 2014 года в 2015 году падение производства по трем этим категориям автотехники оценивалось в 17, 15 и 9 % соответственно.
Производство грузовых автомобилей (включая шасси и легкие грузовики полной массой от 3,5 т) за 2012, 2014 и 2015* годы
Снижение цен на нефть, сокращение доходов населения и обрушение курса рубля, приведшие к существенному замедлению темпов развития экономики, повышение процентных ставок по кредитам для производителей и подорожание автотехники — все это стало негативным фоном для развития отрасли, вправе считающейся индикатором здоровья экономики в промышленно развитых странах. «Хромающему на обе ноги» автопрому в 2015 году оказывалась и далее будет оказываться господдержка. Как следует из доклада Александра Наумова, директора департамента транспортного и специального машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, благодаря реализованным мерам господдержки спроса на общую сумму 43,3 млрд руб. в 2015 году удалось предотвратить сценарий обвального падения рынка, несмотря на то, что общий спрос на автомобили упал ниже уровня 2009 года. Задачей департамента в 2016 году является не допустить снижения уровня загрузки мощностей российских производителей ниже критических 30 %, которое в условиях падения спроса на продукцию может привести к полной «деиндустриализации» автомобильной промышленности. А это значит, всеми путями нельзя допустить уменьшения объема выпуска автомобилей ниже 1,5 млн ед.
Отрасль должна осуществить переход к новой модели развития индустрии, основанной на повышении внутренней конкурентоспособности для поддержки спроса на продукцию как внутри РФ, так и при последующем выходе на глобальные рынки. (Для справки: мощности автопроизводителей в 2013 году были загружены на 95 % в Северной Америке, на 82 % в Китае, на 70 % в Турции, на 67 % в Бразилии, на 65 % в Европе и на 40 % в России.)
Структура российского рынка грузовых автомобилей за 2012, 2014 и 2015* годы
Предлагаемые департаментом меры поддержки отрасли включают финансирование программы обновления парка колесных транспортных средств в объеме 22 млрд руб., субсидии организациям автомобилестроения на компенсацию части процентных платежей по инвестиционным кредитам в объеме 2,0 млрд руб., финансирование в рамках программы льготного лизинга колесных транспортных средств в объеме 5,0 млрд руб., программы льготного автокредитования 2016 года в объеме 2,3 млрд руб., субсидии на закупку городского электротранспорта в объеме 0,6 млрд руб. и финансирование в рамках программы стимулирования спроса на автобусы и технику для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в объеме 3,0 млрд руб.
Минпромторг РФ наметил и другие долгосрочные системные меры поддержки автопрома с учетом макроэкономических вызовов в течение 2016–2020 годов. Так, введение ограничения сроков эксплуатации коммерческих транспортных средств, которое может благоприятно отразиться на повышении безопасности эксплуатации транспорта и стимулировать спрос на новую технику, по расчетам экономистов, должно привести к ежегодной замене не менее 11 тыс. грузовых автомобилей, 1 тыс. автобусов, 5 тыс. седельных тягачей, 21 тыс. легких коммерческих автомобилей.
Существенному обновлению парка должно способствовать планируемое введение возрастного и экологического коэффициентов в транспортный налог, которое поможет ежегодно заменять до 40 тыс. легковых автомобилей, 10 тыс. грузовых автомобилей, 1 тыс. автобусов и 5 тыс. легких коммерческих транспортных средств.
Планируется также ввести строгий контроль исполнения директив при осуществлении закупок подконтрольными государству юридическими лицами. Это будет способствовать увеличению продаж грузовых автомобилей на 2,5 тыс. ед., автобусов — на 0,9 тыс. ед., легких коммерческих транспортных средств — на 20,25 тыс. ед. и легковых автомобилей — на 11,24 тыс. ед.
Производство автобусов за 2012, 2014 и 2015* годы
В условиях резкого сокращения объемов внутреннего рынка особое значение должно быть уделено увеличению экспортных поставок продукции отечественных автозаводов. Для активизации экспорта необходимо устранить заградительные импортные таможенные пошлины (в настоящий момент их величина на целевых рынках достигает 74 %), компенсировать часть затрат на доставку до зарубежных рынков продукции отечественных заводов (на российском участке пути следования) и компенсировать затраты на омологацию и адаптацию к техническим требованиям зарубежных рынков. Ожидаемыми результатами подобных мер, по мнению специалистов Минпромторга, может стать поставка до 15 тыс. автомобилей во Вьетнам, до 30 тыс. в Иран, до 22 тыс. в Алжир, до 8 тыс. в Египет, до 1 тыс. в Индию и до 3 тыс. в Республику Куба.
Тем не менее, согласно расчетным целевым показателям работы автопрома с учетом мер господдержки в 2016 году, объем производства автомобилей ожидается на уровне 1,3 млн ед. (что на 5 % меньше, чем в 2015 году) при общем объеме рынка 1,9 млн ед. Дополнительные меры приведут к увеличению спроса на 500 тыс. автомобилей, а экспорт должен составить не менее 63 тыс. автомобилей с перспективой увеличения этого показателя к 2020 году до 382 тыс. ед.
Структура российского рынка автобусов, включая микроавтобусы за 2012, 2014 и 2015* годы
По мнению аналитиков ОАО «АСМ-холдинг», пришло время разработки программы развития автомобильной промышленности страны. В ней должны быть отражены вопросы изменения банковской политики в части кредитования автопроизводителей и снижения налогов на обрабатывающие отрасли промышленности. Следует предусмотреть пятилетние льготы для совместных предприятий, которые нужно создавать с иностранными партнерами в пропорции 50/50. Особенно это необходимо для заводов комплектующих, являющихся основой полноценной автомобильной промышленности. Важно также, чтобы в стране были предсказуемые цены на используемое сырье и материалы, а также была проведена ускоренная амортизация закупленного высокотехнологичного оборудования. Подобную программу было бы правильно принять на уровне не Минпромторга, а Правительства РФ, за подписью премьер-министра. Ее выполнение позволило бы обратить сегодняшние экономические трудности на пользу национальному автопрому на рынке.
А как чувствуют себя ведущие российские производители? Рассмотрим положение дел только на двух заводах. В сложных условиях кризисного 2015 года ПАО «КАМАЗ» увеличило свою рыночную долю в секторе грузовиков с полной массой от 14 до 40 т до 50 %. Снижение обменного курса рубля по отношению к доллару и евро и связанное с этим удорожание импортных конкурентов снизили их поставки в 4 раза. При этом общие регистрации грузовых автомобилей-иномарок этого сегмента, в том числе собранных в России, уменьшились в 2,5 раза. Внедрение в производство грузовиков нового модельного ряда (КАМАЗ-5490) повысило долю КАМАЗа на рынке магистральников с 5 % в 2014 году до 16 % в 2015-м. В 2016 году ПАО «КАМАЗ» рассчитывает на реализацию 32 тыс. грузовых автомобилей, из которых 25 тыс. должно быть продано на российском рынке и 7 тыс. — на зарубежных рынках. В 2015 году ПАО «КАМАЗ» организовало сборочное производство своих грузовиков в Азербайджане на площадке Гянджинского автозавода, ключевым импортером для ПАО остается и Казахстан. Чистая прибыль в 2016 году планируется в размере 51 млн руб. при выручке 112,1 млрд руб. Инвестиции в развитие компании должны составить 12 млрд руб. (в 2015 году — чуть более 7 млрд руб.).
В конце 2015 года возобновил работу завод грузовиков Volvo Group Trucks в Калужской области, крупнейший инвестор в России по грузовому транспорту. Питер Андерссон, генеральный директор Volvo Group Trucks Russia, заявил перед Новым годом, что «несмотря на то, что индустрия грузового транспорта одна из первых реагирует на негативные изменения в экономике, мы можем работать уверенными темпами. Сейчас степень локализации достигла 30–35 %. Это наивысший уровень в этом направлении, и Volvo не собирается вслед за General Motors покидать российский рынок. Мы в России надолго, будем расширять сеть фирменных сервисных станций и офисов продаж. Планируем осваивать и Восток страны, и Урал. Сейчас у нас количество станций, обслуживающих грузовики Volvo Group, достигло 75, и это не предел». Остается лишь поверить, что оптимизм и трезвый расчет в принятии решений со стороны руководства предприятий отрасли переломят негативные тенденции уже в ближайшем будущем.
К моменту выхода материала была получена статистика по итогам года. Мы также публикуем ее на страницах нашего издания. Так, согласно данным аналитического агентства «Автостат», объем российского рынка новых LCV в декабре 2015 года составил 9,6 тыс. шт., что на 44,3 % меньше, чем в декабре 2014 года. По итогам 2015 года в целом динамика тоже отрицательная: реализовано 92,4 тыс. шт. (-34,3 % по сравнению с 2014 годом).
Первые две строчки ТОП-10 в декабре занимали два отечественных бренда — ГАЗ и УАЗ. Лидером на рынке легких коммерческих автомобилей в России остается ГАЗ, реализовавший в декабре 4,1 тыс. автомобилей (-30,4 % по сравнению с АППГ). На втором месте — УАЗ c продажами 2,5 тыс. шт., динамика тоже отрицательная (-21,8 %). На третьей строчке рейтинга — Lada (с учетом ВИС, которые изготавливаются на базе Lada), объем рынка марки составил 726 шт., динамика по сравнению с декабрем 2014 года отрицательная (-57,4 %). Далее идет Mercedes-Benz (704 шт.), объемы рынка которого по сравнению с декабрем 2014 года тоже упали более чем в два раза (-63,1 %).
Ford реализовал в последний месяц 2015 года 612 шт. (-55 % по сравнению с АППГ). В десятку лидеров декабря попали Volkswagen, Fiat, Hyundai, Renault, Iveco, также показавшие динамику ниже, чем в среднем по рынку.
По итогам двенадцати месяцев 2015 года в целом только один из брендов первой десятки показал положительную динамику — УАЗ (+3,7 %), у остальных — падение в диапазоне от 14,5 % (Mercedes-Benz) до 65,7 % (Hyundai).
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», объем российского рынка новых грузовых автомобилей в декабре 2015 года составил 5,8 тыс. шт., что на 35,1 % меньше, чем в декабре 2014 года. По итогам двенадцати месяцев 2015 года объем рынка новых грузовых автомобилей составил 51,2 тыс. шт., что на 41,9 % меньше, чем за 2014 год.
Первые строчки ТОП-10 декабря занимают два отечественных бренда — КАМАЗ и ГАЗ. Лидер среди них на рынке новых грузовиков — КАМАЗ, реализовавший в последний месяц 2015 года около 2,3 тыс. автомобилей (-16,7 % по сравнению с АППГ). На втором месте ГАЗ c продажами 923 шт., динамика тоже отрицательная (-14,8 %), на третьем — МАЗ (404 шт.; -45,6 %).
Большинство брендов первой десятки закончили декабрь с отрицательной динамикой, в диапазоне от -14,8 % (ГАЗ) до -67,4 % (Scania). Исключение составил только САЗ (+7,1 %).
На четвертой строчке декабрьского рейтинга — АЗ «Урал», реализовавший 304 грузовика. На пятой — Mercedes-Benz (294 шт.). В первую десятку вошли также Isuzu (237 шт.), MAN (190 шт.), Scania (189 шт.), НеФАЗ (181 шт.) и САЗ (151 шт.).
По итогам 2015 года лидер на рынке новых грузовых автомобилей все тот же КАМАЗ, реализовавший за двенадцать месяцев 17,5 тысячи штук (динамика по сравнению с АППГ отрицательная, -33,3%). Завершили год с положительной динамикой только два бренда — САЗ (+11,2%) и Isuzu (+1,8%).
Несмотря на то, что журнал «Автопарк» рассматривает вопросы коммерческого транспорта, мы не смогли не уделить внимание данным АЕБ, поскольку информация от них носит глобальный характер.
Так, по данным комитета автопроизводителей АЕБ, декабрь 2015 г. ознаменовался падением уровня продаж пассажирских и легких коммерческих автомобилей на 45,7 %, или на 123 682 шт. по сравнению с декабрем 2014 года, и составил 146 963 автомобиля.
В 2015 г. российский автомобильный рынок снизился на 35,7 %, или на 890 187 штук проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. В 2015 году было продано всего 1 601 216 автомобилей.
Комментируя результаты, Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ, отметил: «Декабрь с продажами 147 тыс. автомобилей оказался лучшим месяцем в 2015 году, оставаясь в то же время чрезвычайно далеким от абсолютного декабрьского рекорда, равного 270 тыс., показанного годом ранее. С имеющимся результатом декабря годовые продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей 2015 года достигли 1,60 млн ед., что на 890 тыс., или 35,7 %, ниже, чем показатель 2014 года, равный 2,49 млн ед.
Ожидания от наступившего года не очень высокие. Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 год — 1,53 млн автомобилей при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора. В таком случае представляется возможным остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5 % в годовом исчислении. Это было бы некоторым прогрессом в сравнении с драматическим снижением в недавнем прошлом. Однако надо помнить, что неизвестно, когда, в конце концов, рынок стабилизируется и вернется к столь необходимому росту».
От себя же заметим, что прогнозы АЕБ в большинстве своем имеют оптимистичный характер. И на падение в 5 % вряд ли стоит рассчитывать в следующем году. Скорее всего, следует ожидать все 10–12. В доказательство сказанному, прогноз на этот год составлял 1,89 млн ед., а получили 1,6. В итоге минус составил не ожидаемые 24,1 %, а 35,7 %.
Ко всему прочему характер ситуации на авторынке в корне изменился. Все более важную роль играет политическая составляющая. В 2016 году определяющими по-прежнему останутся такие факторы, как стоимость нефти, курс рубля по отношению к доллару и евро, а также рост цен и как следствие снижение покупательной способности населения.
По мнению экспертов, автомобильный рынок пока не стабилизировался, но темпы его падения замедляются. Однако предпосылок улучшения ситуации пока не видно. В общем, нас ждет еще один непростой год.
Источник: