Современные дорожно-строительные машины по своей энерговооруженности, насыщенности гидравликой и электроникой практически не уступают технике из смежных машиностроительных отраслей. А значит, они уже сегодня требуют самых совершенных форм и методов технического обслуживания и ремонта
Строительно-дорожная техника в части организации ремонта и обслуживания существенно отличается от автомобильной, говорят эксперты. Главная особенность в том, что основной объем работ выполняется сервисной службой на выезде. К тому же большое значение имеет фактор сезонности: в теплое время года техника работает интенсивнее, соответственно и заявок на обслуживание больше, а вот зимой наоборот — затишье.
Сегодня в России можно выделить два основных направления развития сервисной поддержки строительно-дорожных машин.
Для оптимизации рабочего процесса John Deere предлагает систему мониторинга состояния машин JDLink
Первое — это создание эксплуатирующей организацией собственной службы технического обслуживания и ремонта. Однако зачастую на практике сервис «своими руками» оказывается достаточно дорогим проектом. Потому такая схема характерна лишь для крупных управлений механизации. Также ее практикуют фирмы, занимающиеся арендой строительных машин. Вторым направлением развития послепродажного сервиса является привлечение ресурсов сервисных служб производителя или дистрибьютора. В таком случае строительная компания имеет больше возможностей сконцентрироваться на основной производственной деятельности.
На практике, как отмечают эксперты, сегодня большинство владельцев дорогостоящей строительной техники пользуются услугами специализированных сервисных подразделений компании-дистрибьютора.
Новое развитие получает услуга технической экспертизы
Основным принципом системы фирменного обслуживания является полная ответственность предприятия-изготовителя за работоспособность и исправность техники в течение всего срока ее эксплуатации в любом регионе России, комментирует представитель сервисного отдела ООО «Цеппелин Русланд». Компания предоставляет своим клиентам полный перечень сервисных услуг, начиная с выездного технического обслуживания и заканчивая капитальным ремонтом в стационарной мастерской. В компании уверены, что качество выполнения работ может обеспечить только строгое выполнение технологии, подкрепленное в свою очередь регулярным обучением механиков и информационным ресурсом. Впрочем, исключения из правил все же существуют. По просьбе клиента сервисная компания может принять на обслуживание и непрофильный бренд, но в таком случае для него будет предложен упрощенный пакет услуг.
КОНТРОЛИРОВАТЬ УДАЛЕННО
Установка телематических систем на тяжелую технику в качестве штатного оборудования — современная общемировая тенденция. Иностранные производители техники все активнее предлагают российским клиентам решения для оптимизации рабочего процесса, которые хорошо зарекомендовали себя за рубежом. Например, компания John Deere готова оснастить технику клиента системой мониторинга JDLink, которая предоставляет удаленный доступ к диагностическим данным, информации о местоположении техники и способах ее использования. Заказчикам доступны системы двух уровней — стандартный пакет JDLink Select, который может быть установлен на машину любого производителя, и расширенный пакет JD Ultimat, доступный только на машинах John Deere.
Системы телематики на строительной технике — это общемировая тенденция
Не остаются в стороне от важного тренда и отечественные производители. Так, вся промышленная спецтехника бренда «ЧЕТРА» подключается к системе онлайн-мониторинга (СМТ). СМТ разработана на основе технических требований научно-исследовательского тракторного института (НАТИ) и позволяет эксплуатирующей организации, а также сервисным специалистам в режиме реального времени следить за местонахождением машин и оборудования, контролировать расход топлива и наработку. «Использование системы мониторинга техники — это возможность повышения конкурентоспособности и прибыльности предприятия за счет эффективного управления парком и снижения затрат на его содержание, продление срока службы за счет предупреждения возникновения отказов узлов и систем, а также обеспечения безопасности эксплуатации оборудования», — говорит Денис Куваев, директор по маркетингу ОАО «ЧЕТРА-ПМ».
Принцип фирменного обслуживания — полная ответственность за работоспособность оборудования
С этим выводом полностью согласны и в компании «РМ-Терекс». С ноября 2015 года все экскаваторы «РМ-Терекс» новых серий TX и WX на конвейере завода «Тверской экскаватор» оснащаются мониторингом транспорта Omnicomm Online, работающим через ГЛОНАСС/ GPS. мониторинга позволяют, в частности, производить аналитическую обработку поступающих данных и вывод отчетов различной детализации.
Служба технической помощи компании Zeppelin: техника клиентов обслуживается вне зависимости от региона дислокации
ОЦЕНКУ ДАЮТ ЭКСПЕРТЫ
На рынке сервиса дорожно-строительной техники получает новое развитие услуга технической экспертизы. Например, в компании «Сервис промышленных машин» (входит в ОАО «ЧЕТРА-ПМ») эта услуга была выделена в отдельное направление около трех лет назад (ранее техническая экспертиза проводилась только в рамках капремонта) и с тех пор пользуется постоянным спросом. По словам Дениса Куваева, техническую экспертизу проводят многие конечные потребители для оценки стоимости владения техникой в последующие периоды, при подготовке к сезонам работ, при оценке качества и стоимости выполнения работ сторонними сервисными организациями.
Сервисная компания может обслужить и непрофильный бренд
С другой стороны, для прогноза остаточного ресурса, что актуально, например, при подготовке техники к сезонным работам, в большинстве случаев не требуется производить разборку узлов и агрегатов. Говорит Антон Веремчук, руководитель группы техподдержки дилеров John Deere: «Для того чтобы сделать прогноз остаточного ресурса максимально точным, можно объединить два способа получения информации о состоянии машины. Первое — фиксировать моточасы при возникновении отказа и собирать статистику. Второе — проводить анализ масел, который по содержанию частиц металлов с допустимой погрешностью показывает процент износа того или иного узла». Кроме этого, периодический анализ моторного масла и гидравлических жидкостей позволяет вносить корректировки в план техобслуживания.
Анализ масел с большой долей вероятности поможет выявить повышенный износ того или иного узла
Цельнометаллический фургон — оптимальный вариант транспортного средства для выездной бригады технического обслуживания
АНТОН ВЕРЕМЧУК / РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДИЛЕРОВ JOHN DEERE
Для оптимизации рабочего процесса John Deere предлагает JDLink — систему мониторинга состояния машин, которая предоставляет удаленный доступ к диагностическим данным, информации о местоположении техники и способах ее использования. Это позволяет контролировать качество работы и техническую готовность машины. Заказчикам доступны системы JDLink двух уровней. JDLink Select может быть установлен на любую машину из парка техники и предоставляет доступ к таким данным, как часы наработки машины, ее местонахождение, границы рабочего объекта или рабочего времени. Также JDLink Select дает возможность отслеживать интервалы техобслуживания. Второй пакет, JDLink Ultimate, входит в стандартную комплектацию большинства моделей и предусматривает бесплатную подписку на три года. Помимо всех возможностей JDLink Select, пользователю доступны предупреждения о диагностических кодах неисправностей, данные об эксплуатации машин и уровнях нагрузки на двигатель, информация о расходе топлива, индикаторы производительности операторов, возможность удаленной диагностики и программирования и др. Для удобства клиентов компания разработала приложение JDLink для iPhone, iPad и других устройств с операционными системами iOS или Аndroid.
В США, где данная система используется уже давно, существует программа Fleet Care. Она объединяет не только данные JDLink, но и результаты анализов масел, информацию, собранную в результате плановых осмотров и инспекционного сервиса. Все эти данные анализируются специалистами John Deere, которые дают соответствующие рекомендации. По результатам клиентам может быть предложен так называемый Tuning Day (День настройки), в который сервисные инженеры дилеров регулируют основные параметры машины (давление, токи, скорость) до заводских спецификаций. Этот же подход мы на данном этапе внедряем и в России.
В основном JDLink востребован крупными компаниями с большим парком техники. Их финансовые результаты напрямую зависят от коэффициента технической готовности машин, поэтому им выгодно использовать такие программы, которые позволяют выявлять проблему на ранних стадиях и не допускать внеплановые простои.
Что касается совместимости с аналогичными системами других производителей, если клиенту важно, чтобы все данные по работе парка техники фиксировались в единой системе и отображались в едином интерфейсе, то он может использовать JDLink Select. Пакет Select снимает информацию с генератора и не требует подключения к шине CAN, поэтому может устанавливаться на машинах других производителей. Пакет Ultimate доступен только на машинах John Deere, так как считывает данные с бортовых компьютеров.
ДЕНИС КУВАЕВ / ДИРЕКТОР ПО МАРКЕТИНГУ ОАО «ЧЕТРА-ПМ»
Одно из главных преимуществ спецтехники «ЧЕТРА» — простота технического обслуживания, достигнутая во многом благодаря модульной конструкции узлов и систем трактора. При возникновении отказа данная конструкция позволяет оперативно восстановить эксплуатационные характеристики техники в кратчайшие сроки путем замены отдельных модулей с последующим их восстановлением.
Если говорить об интеллектуальных системах контроля за состоянием спецтехники, то в стандартной комплектации вся промышленная спецтехника «ЧЕТРА» подключается к системе онлайн-мониторинга (СМТ). Данная система позволяет потребителю, а также сервисным специалистам в режиме реального времени (при наличии доступа в Интернет) следить за местонахождением спецтехники компании-потребителя, контролировать расход топлива, состояние аварийных датчиков, наработку. Все вышеперечисленные параметры аккумулируются и передаются потребителю и сервисному специалисту с помощью бортового навигационно-связного оборудования ГЛОНАСС/GPS, установленного на всей спецтехнике «ЧЕТРА».
Разработана данная система на базе технических требований Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ) при участии конструкторских бюро, заводов-изготовителей, а также сервисных предприятий концерна «Тракторные заводы», в структуру которого входит и сбытовая компания «ЧЕТРА — Промышленные машины».
Представим такую ситуацию: бульдозер работает в труднодоступной местности в сложных климатических условиях, например, в условиях Крайнего Севера. В какой-то момент времени на панели приборов бульдозера появляется сигнал, информирующий оператора об изменениях температуры масла в трансмиссии. Зачастую машинист, каким бы опытным он ни был, не в состоянии самостоятельно определить причину неполадки, а эксплуатация машины в аварийном режиме может привести к нарушению работоспособности всей техники и, как следствие, к дорогостоящему и длительному ремонту.
В случае выявления по СМТ отклонений от норм эксплуатационных характеристик техники сервисный специалист оперативно связывается с оператором техники, на которой выявлены отклонения, предоставляет ему рекомендации по дальнейшим действиям и, в случае необходимости, организует в кратчайшие сроки выезд ремонтников на место эксплуатации техники для устранения возникшего отказа.
Источник: