Как изменился российский рынок и покупатель за десять лет, какие перспективы у рынка, повлияет ли на него рост НДС и что больше всего ценит японский топ-менеджер в россиянах — эти и многие другие вопросы мы обсудили с президентом ООО «ММС Рус» Осаму Ивабой.
— Вы уже работали в России с 2009 по 2014 год. И вот в 2018‑м вы снова здесь. Успели соскучиться?
— Я в самом деле скучал по России. Здесь у меня появилось очень много друзей, с которыми я плотно общался, когда работал в прошлые годы. И каждый раз, когда мы встречались на каких-то мероприятиях или событиях, всегда подходили друг к другу и очень долго общались, вспоминая былые времена. Поэтому я особенно рад вернуться сюда, к своим друзьям, и продолжать эффективно работать на пользу бренда. А вот по чему я точно не соскучился, так это по холодной погоде.
— Еще один личный вопрос. Что вам нравится в России, а что нет?
— Что я люблю в России, так это боевой настрой людей и заряженность на позитивное мышление. Мне очень нравится, что в любых сложных ситуациях русские люди с шутками подходят к трудностям, частично их высмеивая. Такой подход мне импонирует. И, конечно же, я не могу обойти стороной водку. Прекрасный вкусный напиток. Правда, хочу заметить, я не силен в принятии подобного рода напитков. Что мне не нравится… Пожалуй, это холодная погода.
— С вашей точки зрения, как изменился рынок и покупатель за пять лет?
— У меня складывается ощущение, что за то время, что меня здесь не было, клиенты стали подходить к покупке автомобиля более вдумчиво. Десять лет назад клиенты преимущественно пересаживались с автомобилей российских брендов. Тогда выбор был более эмоциональным, а главный критерий один — иномарка. Сейчас же у россиян появился огромный опыт владения машинами иностранных брендов, и подход к выбору автомобиля тотально поменялся. Люди сравнивают автомобили. Понимают, чего они хотят. Знают, какие дополнительные опции им нужны. Смотрят не только на цену при покупке, но и на стоимость владения. Оценивают качество обслуживания. Так что процесс покупки стал более практичным и вдумчивым. Но это не все. Мне кажется, что сейчас в России, как минимум в Москве, снова меняются правила игры. Если раньше все хотели иметь автомобиль в собственности, то сегодня такое мышление постепенно уходит в прошлое. С появлением каршеринга, с появлением агрегаторов такси многие начинают задаваться вопросом: а зачем мне покупать автомобиль?
— К слову, о каршеринге. Не считаете ли вы, что это хорошая площадка для продвижения ваших автомобилей?
— Конечно, этот сценарий вполне возможен, но не могу сказать, что это произойдет очень скоро. Потому что в каршеринге преимущественно участвуют седаны В- и С-сегмента, которых нет в нашем модельном ряду, либо автомобили достаточно низкой ценовой категории. Мы же, так как сконцентрированы на сегменте SUV, немного не совпадаем с самой программой каршеринга. Ни в коем случае не говорим нет, но, наверное, пока наши автомобили в каршеринге не появятся.
— Как для вас закончился 2018 год и какие планы на 2019‑й?
— Прошлый год для нас оказался весьма успешным. По результатам продаж в России компания Mitsubishi заняла 11 место в общем зачете производителей. Нам удалось увеличить долю рынка с 1,5 до 2,5%. Мы реализовали 45 390 новых автомобилей, что на 86% процентов больше, чем в 2017 году. По общим прогнозам, в 2019‑м рынок новых легковых автомобилей в России увеличится на 5%. В свою очередь, мы собираемся увеличить наши продажи на 10%. Цель — реализовать более 50 000 новых автомобилей.
— За счет каких моделей или программ вы собираетесь достичь этой цифры?
— В первую очередь — Outlander. Это основной локомотив наших продаж. Недавно мы запустили обновленную версию, и в полной мере автомобиль еще не реализовал свой потенциал. Затем Eclipse Cross. Если в 2018 году модель продавалась всего лишь 6–7 месяцев, в зависимости от региона, то в этом году она будет продаваться все 12 календарных месяцев, что позволит нам увеличить продажи относительно прошлого года. И, наконец, новый L200, который появится в России уже в марте. У нас есть определенные планы по привлечению новой аудитории за счет него.
— Кстати, о новых моделях. Недавно в Швеции сфотографировали обновленный Pajero Sport в камуфляже во время тестов. Ждать ли его в России уже в этом году?
— Я тоже видел эти шпионские фотографии. Но не более. Вживую новый автомобиль не видел. Пока не могу ничего сказать, кроме того, что в этом году в России обновленный Pajero Sport точно не появится.
— Что насчет планов на ближайшие пять лет?
— Вы — как русский — верите в пятилетние прогнозы?! (смеется) В целом, если размышлять с точки зрения количества автомобилей на душу населения, а сейчас это порядка 300 автомобилей на 1000 человек, безусловно, есть огромный потенциал для роста. Например, в Германии или Японии на 1000 человек приходится порядка 600 автомобилей. Так что у нас есть потенциал для умножения рынка как минимум в два раза. И хочется верить, что этот потенциал будет использован. С другой стороны, российский рынок настолько непредсказуем, что от долгосрочных прогнозов сейчас лучше отказаться. Страна огромная, большие расстояния между городами. Предпосылок для дальнейшей моторизации страны много. Средний возраст автомобиля в России достаточно высокий — порядка 10 лет. И потребность в смене автомобиля присутствует и накапливается. У нас здесь есть завод, что подчеркивает, что наши планы в России существенные. Мы не собираемся отступать. И при любой возможности будем увеличивать наши продажи не медля ни секунды. Верим в страну!
— Не помешает ли росту продаж повышение НДС?
— Безусловно, некий шок от повышения НДС сохранится, по нашим оценкам, на ближайшие полгода и, возможно, притормозит развитие рынка. Вероятно даже, что первые месяцы уйдут в минус относительно прошлого года. Но мы уверены, что во втором полугодии шок от повышения НДС сойдет на нет и рынок начнет восстанавливаться большими темпами. Поэтому по итогам года ожидаем рост.
— Ждать ли россиянам новых моделей Mitsubishi в ближайшие годы, которые до этого не продавались? Например, Delica или Xpander?
— К сожалению, на данный момент таких планов нет. Это касается как Delica, так и Xpander, который, кстати, мне очень нравится. Эти модели разрабатывались не для России. И чтобы запустить их здесь, потребуются серьезные изменения для адаптации. А чтобы отбить эти инвестиции, необходимы большие объемы продаж.
— Допускаете ли вы шанс возрождения седанов Mitsubishi?
— Сейчас таких планов у компании нет. С другой стороны, мы находимся в крупном альянсе, и я уверен, что большие боссы обсуждают развитие модельной линейки Mitsubishi в том числе. Поэтому я лично надеюсь, что через какое-то время мы вновь увидим в нашей модельной линейке и седаны. Особенно учитывая то, как хорошо они продавались в России какое-то время назад.
— Какие изменения планируются в дилерской сети Mitsubishi в России?
— По итогам последних двух лет, благодаря нашему активному росту и достаточно агрессивному продвижению бренда, мы столкнулись с тем, что нам поступают запросы на открытие новых дилерских центров. По итогам 2018 года наша дилерская сеть увеличилась до 107 центров. Сейчас мы ведем переговоры с новыми партнерами, так что в этом году ждем открытия еще как минимум пяти новых центров.
Источник: