Оружие победы:автомобили-солдаты

Роль автомобильного транспорта в годы Великой Отечественной войны переоценить трудно. Огромный объем грузоперевозок, 625 млн тонн, в условиях боевой обстановки, днем и ночью, в мороз и распутицу, говорит сам за себя. А мужество водителей, их массовый героизм, проявленный на фронте и в тылу, достойны вечной памяти и уважения потомков

В 1937 году по выпуску грузовых автомобилей (180 тыс. за год) наша страна вышла на первое место в Европе, опередив такие страны, как Англия, Франция и Германия. Планировалось, что уже в 1942 году общий выпуск автомобильной техники в СССР достигнет 400 тыс. ед. Война разрушила эти планы. Четыре завода автомобильной отрасли СССР (московские ЗиС и КИМ, горьковский ГАЗ и ярославский ЯАЗ) должны были срочно переориентироваться для нужд фронта, включая освоение выпуска новой военной продукции.

Dodge WC-52 в основном использовался как тягач противотанковых артсистем

Московский завод им. Сталина выпускал 3-тонные грузовики ЗиС-5, 4-тонный 3-осный ЗиС-6, газобаллонный ЗиС-30 и газогенераторный ЗиС-21. Полноприводной 2-осный ЗиС-32 только начали осваивать, более современные модели проходили испытания и стадию подготовки к производству. Когда враг подошел к воротам столицы, было принято решение об остановке автомобильного производства и эвакуации оборудования и сотрудников предприятия в города Миасс, Ульяновск, Шадринск, Челябинск, Троицк и Ирбит. Всего в тыл было отправлено 12 800 единиц оборудования на 7708 вагонах и  платформах. С завода было эвакуировано 6907 рабочих, инженерно-технических работников и служащих, а с членами их семей — 14 166 человек. Кадры московского ЗиСа стали основой новых коллективов автозаводов на востоке СССР. В распоряжении директора московского ЗиСа И.А. Лихачева был специальный самолет, курсирующий между автозаводами Урала, Поволжья и Москвы.

А в Москве ЗиС получил задание наладить выпуск минометов, мин, снарядов и другой военной продукции, включая пистолеты-пулеметы Шпагина. Из оставшегося задела деталей в конце 1941 года удалось собрать несколько сотен трехтонок ЗиС-5.

На Горьковском автозаводе также выпускались легкие танки и собирались автомобили из машинокомплектов по программе ленд-лиза

В отличие от ЗиСа, Горьковский автогигант, поставлявший армии полуторки ГАЗ-ММ и трехоски ГАЗ-ААА, эвакуации не подлежал. Его задача была максимально увеличить объемы производства и параллельно с этим освоить военную технику, а также вооружение и боеприпасы. Еще весной 1941 года на заводе был разработан разведывательный вездеход Р-1, в дальнейшем ставший основой легендарных ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б, по ряду показателей превосходящих американские аналоги фирм Bantam и Willys. Конструкция автомобиля ГАЗ-64 была разработана коллективом, возглавляемым В.А. Грачевым, за рекордно малое время — 51 день. Вместе с полугусеничным ГАЗ-60, санитарным трехосным автобусом ГАЗ-05-193 и шасси для броневиков БА-10 на фронт поступали очень удачно сконструированные бронеавтомобили БА-64, которые помогали в ратном деле разведчикам, а также выполняли функции командирского автомобиля.

ЗиС-5В выпускался в Ульяновске, Миассе и Москве

Третий автозавод, выпускавший в СССР грузовики, ярославский ЯАЗ, к началу войны переживал второе рождение. Начавшаяся реконструкция должна была увеличить его мощность до 10 тысяч автомобилей в год. Среди оборонной продукции, освоенной ЯАЗом, гусеничный артиллерийский тягач Я-12, вооружение, боеприпасы.

Среди эвакуированных с ЗиСа производств Ульяновский автозавод стал ведущим, хотя его цеха разместились в неприспособленных для производства помещениях одноэтажных складов Главного таможенного управления.

Санитарный автомобиль ЗиС-44 перевозил до 7 раненых на носилках

1 мая 1942 года УАЗ начал сборку грузовиков ЗиС-5 из агрегатов и узлов, привезенных из Москвы. До конца года удалось собрать 1893 автомобиля и отправить их на фронт. Завод освоил производство рулевого управления, карданного вала, передней оси, заднего моста, рамы, кабины и платформы. Выпуск двигателей и коробок передач поручили филиалу ЗиСа в Миассе. Другие заводы группы ЗиС делали карбюраторы, радиаторы, поковки, штамповки, детали кузова и рамы.

ГАЗ-ММ образца 1942 года с брезентовым верхом кабины

В годы войны ЗиС-5 и ГАЗ-ММ выпускались в упрощенном виде. Это позволяло ускорить их производство и экономить дефицитные материалы. Вместо сложной формы штампованных крыльев машины снабжались сварными Г-образными. Передний бампер и правая фара отсутствовали. Тормоза устанавливались только на задние колеса. У кузова открывался лишь задний борт.

На грузовики ГАЗ-ММ с 1942 года монтировалась упрощенная кабина с брезентовым верхом и брезентовыми пологами вместо дверей. В 1943 году ее заменила деревянная закрытая кабина с крышей, обтянутой брезентом. ЗиС-5 военного времени, получивший индекс ЗиС-5В, имел также деревянную кабину с верхом из дерматина, натянутого на рейки.

ЗиС-33 — вездеход, не оправдавший надежд

О сложностях армейской службы военных водителей написано много. Нельзя не напомнить лишь о «Дороге жизни», организованной по льду Ладожского озера для эвакуации горожан и доставки в осажденный Ленинград продуктов и боеприпасов. Зимой 1941–1942 гг. на ледовой трассе работало около 4 тысяч автомобилей (преимущественно ГАЗ-ММ и, в меньшем количестве, ЗиС-5), ведомых мужественными шоферами. Их титаническую работу писательница-блокадница Вера Инбер в своем «Ленинградском дневнике» отметила как «святой труд».

Полугусеничный тягач ЗиС-42 помог создать противотанковую оборону Сталинграда

Отдельно стоит воздать должное полуторкам, которые были значительно легче, чем ЗиС-5, и реже проваливались под лед. В особо критические дни, когда в Ленинграде оставался запас хлеба на 3–4 дня, только ушедшие на дно Ладоги ГАЗ-ММ с мукой, не доехавшие до осажденного города, удавалось поднимать при помощи несложных механизмов, закрепленных на деревянных плотах вокруг полыньи. Трудно вообразить сложность подобных операций, и эти полуторки с мукой, которую потом высушивали и пекли из нее хлеб, стали спасительницами для десятков измученных ленинградцев, находившихся на грани голодной смерти. «Дорога жизни» просуществовала 142 дня. За это время автомобили доставили в город около 600 тонн грузов, прежде всего продовольствия, эвакуировали 6 тысяч человек и спасли от смерти 700 тысяч ленинградцев.

Прототип командирско-разведывательного автомобиля Р-1 был создан на ГАЗе весной 1941 года (фото — реконструированного образца)

В январе 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение о восстановлении автомобильного производства на московском автозаводе. Предлагалось развернуть выпуск грузовиков ЗиС-5, не нарушая темпов роста оборонной продукции, и освоить выпуск новой модели полугусеничного автомобиля-вездехода ЗиС-42, предназначенного для буксировки артиллерийских орудий. Сложную задачу удалось решить к июню 1942 года, когда из ворот ЗиСа снова стали выходить трехтонки, очень нужные фронту.

Во время Финской кампании завод поставил фронту около 4,5 тыс. вездеходов ЗиС-33, представляющих собой стандартный ЗиС-5 с примитивным облегченным гусеничным движителем, легко монтируемым и легко демонтируемым в случае необходимости. Машина оказалась неудачной, очень тяжелой, ненадежной и «прожорливой». Подобную идею похоронили, и теперь ЗиС-42 должен был стать реабилитационной конструкцией, в которой, тем не менее, использовалось максимально возможное количество серийных агрегатов и узлов от ЗиС-5В.

ГАЗ-64 был разработан за 51 сутки и осенью 1941 года начал поступать в Красную Армию

В сентябре 1942 года, накануне зимы, первые ЗиС-42 поступили на фронт. Известно, что они воевали под Сталинградом, а сняли их с производства в 1944 году, изготовив 6372 автомобиля. Во II квартале 1942 года на московском автозаводе ЗиС началась сборка импортных грузовиков из машинокомплектов, получаемых по ленд-лизу. В основном это были Studebaker US6, на которые монтировались реактивные минометы «Катюша», среди других — грузовики Dodge, Chevrolet, GMC. Подобная работа проводилась и на Горьковском автозаводе.

ГАЗ-67Б — усовершенствованный легкий армейский вездеход, выпускавшийся с 1944 по 1953 год

Как стало недавно известно, еще в 1941 году гитлеровское командование поставило задачу уничтожения Горьковского автозавода, что могло существенно снизить военно-экономический потенциал СССР (кроме колесной техники, на ГАЗе было организовано и производство легких танков). Цель была достигнута в ночь с 4 на 5 июля 1943 года, когда фашистская авиация совершила 25 налетов на ГАЗ. Разрушению подверглись 90 % цехов, соцгород, дороги и железнодорожные пути. Казалось, что восстановить завод невозможно. Но Государственный Комитет Обороны поставил задачу восстановить завод за 100 дней. На помощь горьковчанам прибыли строители и рабочие из Москвы, Сибири, с Урала. В работах, которые шли круглые сутки, участвовало 33 тыс. человек, работающих по 18–19 часов в сутки. 28 октября 1943 года из Горького в Москву был направлен рапорт о завершении восстановления ГАЗа. И снова на фронт и в тыл пошли горьковские автомобили.

Легкий бронированный автомобиль БА-64 был принят на вооружение в марте 1942 года, через год модернизирован (БА-64Б)

В 1943 году ГКО принял решение о передаче производства автомобилей ЗиС-5В в Миасс. В связи с этим оборудование цехов главного конвейера, шасси, механосборочного и ряда других было направлено на Урал. 8 июля 1944 года Миасский завод, ставший Уральским автомобильным заводом, собрал первый грузовой автомобиль.

Всего за годы войны советские автозаводы дали фронту 340 тыс. автомобилей, не включая собранные из лендлизовских комплектов.

Реактивная установка БМ-13 «Катюша» на шасси Studebaker US6

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий