Азербайджанский тенор, сотрудничающий с самыми известными мировыми театрами, включая «Ла Скала» рассказал журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством депутата Госдумы Дмитрия Савельева о своем дебюте в Большом театре и о том, какие роли он готов сыграть на российской сцене.
Известный азербайджанский певец с мировым именем Азер Зада в этом году порадовал столичных любителей оперы сразу несколькими крупными ролями. Именно ему предоставили честь открыть фестиваль «Opera Art». Причем первый вечер был посвящен Азербайджану и Азер Зада стал голосом своей родной страны в Москве. «Это был мой сольный концерт, но он назывался «Голоса Азербайджана», а значит, я как бы представлял всю нашу вокальную школу, это было очень ответственно, — рассказывает об открытии фестиваля тенор. – Спеть в этом концерте меня пригласила Динара Алиева. Предварительно я «обкатал» программу, представив её публике на сольном выступлении в Баку, и всё равно на концерте в Москве очень волновался – на фестивале «Opera Art» была очень серьёзная программа, выступал я в Большом зале консерватории. Но всё прошло успешно, фестиваль получился очень удачным, и я благодарен Динаре Алиевой за то, что она меня пригласила».
Программа «Голоса Азербайджана» включала в том числе прекрасные арии из опер азербайджанских композиторов. Так, например, ария Кёр-оглы из одноименной оперы Узеира Гаджибекова – совершенно новое произведение в репертуаре Заде: азербайджанский тенор исполнил его для публики всего лишь во второй раз – и первый был – на «репетиционном» перед Москвой концерте в Баку. Азер Зада признался, что работы азербайджанских композиторов появились в программе не только потому, что ему хочется познакомить москвичей с творчеством таких блестящих творцов, как Караев, Амиров, Гаджибеков… Но и потому что ему просто нравится эта музыка, её азербайджанский тенор исполняет с огромной любовью и публика отвечает полной взаимностью. «Я исполнял эти произведения на родном языке, от души, и публика приняла их очень хорошо, я даже не ожидал такого успеха. Было такое ощущение, что я пел в Азербайджане!» — делится впечатлениями Азер Зада.
Впрочем, и к русской культуре азербайджанский тенор относится с особым пиететом. Так критики в отзывах на исполнение арии Германа из первого акта «Пиковой дамы» Чайковского отметили не только психологически тонкую, осмысленную интерпретацию номера, но и прекрасный русский язык. «Я одиннадцать лет учился в русской школе, и я очень люблю русскую музыку. Когда я исполняю Рахманинова или Чайковского, то не чувствую, что это иностранные произведения, это моя музыка. Я даже в Москве не чувствую себя иностранцем – русская культура ощущается как что-то родное для меня. Поэтому, исполняя арию Германа, я глубоко чувствовал этого героя, это особенное ощущение, — поясняет Азер Зада. – В перспективе я очень хотел бы петь партию Ленского. А Германа буду петь непременно и, уверен, это будет очень важная для меня роль».
Кроме сольного концерта, в рамках «Opera Art» российский зритель смог увидеть Азер Зада в постановке оперы «Мадам Баттерфляй» с ведущей солисткой Большого театра России Динарой Алиевой. Знаменитая азербайджанская певица впервые предстала в этой роли. «В её исполнении эта партия звучит очень красиво и искренне. Мы впервые работали вместе с Динарой, это было очень интересно. Находиться рядом с такими профессионалами как она, как Сулимский, Кикнадзе, – очень приятно, я всегда стараюсь учиться у них», — рассказывает Азер Зада.
Еще одним серьезным профессиональным испытанием для азербайджанского тенора стал дебют на сцене Большого театра с партией Альфреда в «Травиате», которую критики сразу назвали «несомненной творческой удачей». «Честно скажу: было страшно, — признается Азер Зада. – Это всё же историческая сцена Большого театра, там пели потрясающие певцы. Театр просто волшебный. К счастью, моё прослушивание прошло отлично, меня взяли на роль. Я спел партию Альфреда в двух спектаклях: в первом сильно волновался, но всё прошло очень успешно. Дирижёр, оркестр, атмосфера, энергетика этого театра произвели на меня невероятное впечатление. Такой удачный дебют для меня очень важен, и я надеюсь, что ещё вернусь в Большой театр – мне очень понравилось. Хотел бы поблагодарить за поддержку педагога по вокалу Светлану Нестеренко и Динару Алиеву. Они очень сильно помогли мне».
Азер Зада регулярно получает предложения о сотрудничестве от столичных театров и очень хочет вернуться на российскую сцену, но уверен, что прежде, чем браться за предлагаемые роли, нужно немного подождать. «Я осторожничаю с репертуаром – для исполнения некоторых партий нужно иметь другой возраст и другой опыт, — говорит азербайджанский тенор. — Я хочу делать всё на высоком уровне и уважать то, что написал композитор. Если я пока не умею что-то делать, то я предпочитаю дополнительно позаниматься и вернуться к исполнению вещи через пару лет, чтобы спеть её правильно».
Убеждённость Азера Зада в необходимости все сделать правильно подпитывается тем, что музыка – это очень мощная сила, которая дарит глубокие добрые эмоции. «Это очень позитивно и важно для взаимопонимания людей», — уверен певец. Поэтому, в частности, он так рад, что фестиваль «Opera Art» развивается: «Это принесёт много хорошего и в плане укрепления дружбы России и Азербайджана», — говорит Азер Зада.
Источник: