Зачем нужна и как работает антипробуксовочная система автомобиля

Статья о том, для чего нужна и как функционирует антипробуксовочная система машины, ее особенности. В конце статьи — видео про системы стабилизации автомобиля.

Содержание статьи:

    Минутка истории
    Как устроена антипробуксовочная система
    Система ESP
    Кому нужна антипробуксовочная технология
    Видео про системы стабилизации автомобиля

Все автопроизводители сейчас уделяют максимум внимания безопасности транспортных средств, оснащая их самыми надежными и высокотехнологичными средствами.

Антипробуксовочная система – первый помощник водителя для предельно плотного сцепления с дорожным полотном, без которого не мыслим современный автомобиль.

Минутка истории

Технология начала развиваться в 1930-х годах и обязана своим появлением Фердинанду Порше, внедрившему механический дифференциал повышенного трения. После первого опыта, когда на бездорожье удалось быстро стабилизировать крутящий момент и вернуть сцепление колес с дорогой, автопроизводители увидели выгодное будущее системы и начали вкладывать ресурсы в ее проработку.

Праотцами в создании автоматических систем можно назвать американцев, которые в 70-х годах оснастили ею одну из моделей Buick. Система, получившая наименование MaxTrac, автоматически следила за положением колес, предотвращая пробуксовку путем снижения оборотов двигателя.
Серийно технология начала применяться с конца 70-х годов, преимущественно на автомобилях большой мощности. Это объяснялось высоким крутящим моментом колес, который по определению создавал риск пробуксовки. Но постепенно система стала функцией must have для любой модели, равно как и антиблокировочная ABS.

До Европы электронная антипробуксовочная система дошла к 1979 году, впервые апробированная на ВMW. А в 1987 году ее получили и автомобили Mercedes-Benz, для которых ее разрабатывала компания Bosch.
Однако конструкция оказалась слишком громоздкой и малофункциональной, а потому к 1990-м годам система была модернизирована до версии ASR5 — более простой, дешевой и удобной в монтаже. Ее детали располагались в едином корпусе, а тормозные усилия совершал возвратный насос большой мощности.

Логично, что со временем антипробуксовочные системы стали применять на моделях, используемых в автогонках. Первыми оснастила ей свои машина команда Ferari, готовясь в 1990 году к Формуле-1. Однако организаторы гонок быстро запретили эту практику.

Как устроена антипробуксовочная система

На плохой дороге забуксовать может как молодой водитель, так и многоопытный. Те, кто считает это нормальным явлением в осеннее-зимний период, слишком легкомысленно относятся к ситуации.

Пробуксовка – явление опасное, которое при плохой видимости в непогоду на скользкой дороге может вызвать не только занос, но и аварийную ситуацию для участников дорожного движения.
Прежде чем говорить о самой системе, стоит вспомнить о движении самого автомобиля, которое происходит за счет сцепления колес с дорогой. При наличии на дороге льда или воды сцепления оказывается недостаточно – что тогда происходит? Машина начинает буксовать, терять динамику и управляемость, а также возникает риск заноса и порчи покрышек.

Назначение антипробуксовочной технологии состоит в контролировании скорости вращения колеса. На деле это выглядит следующим образом: если во время движения колеса начинают вращаться чересчур быстро, в работу вступают контролирующие механизмы, которые корректируют движение путем притормаживания или уменьшения крутящего момента.

Для эффективной реализации этой системы требуется наличие определенных факторов:

    оснащение машины системами ABS и ESP;
    конструкция «электронной педали газа», представляющей собой прямой контакт педали газа и дроссельной заслонки.

Простым языком – это ABS, только наоборот. Антиблокировочная убирает торможение с колес для лучшей сцепки с покрытием, тогда как антипробуксовочная его добавляет с аналогичной целью. Даже в процессе функционирования ни обе пользуются информацией одних и тех же датчиков.

Несмотря на дифференциацию наименований у различных производителей – ASR, TRC, TCS и прочие, — принцип работы у них один, как и пользование сигналами автомобильных датчиков, оповещающих о скорости колес, их положении, уровне пробуксовки.

Проанализировав эти сведения, технология может совершить конкретные действия:

    используя электромагнитные клапаны, варьировать давление в тормозной системе, понижая скорость вращения колес;
    направить в контролер управления силовым агрегатом сигнал об уменьшении крутящего момента;
    поменять силу крутящего момента, направленного на забуксовавшее колесо путем частичной блокировки дифференциала;
    суммировать и применить все или некоторые из вышеописанных действий.

Возможности и функционал каждой конкретной противобуксовочной системы в первую очередь зависит от конструкции автомобиля, а затем от уровня программного обеспечения.

Система ESP

Первая разработка системы, запатентованная Daimler-Benz, появилась в 1959 году и звалась «управляющим устройством». Революции она не совершила, но инженеры компании не сдавались, продолжая совершенствовать ESР. К 1995 году после ряда тестов на премиальных моделях она пошла в серийное производство на купе CL 600, после чего распространилась автомобили S и SL классов.

Сейчас это одна из наиболее распространенных систем, заслуживающая особого рассмотрения. Она контролирует курсовую устойчивость машины, избавляя от бокового скольжения, разворотов и прочих неприятных вращений на дороге.
ESP проводит сравнение установленного водителем направления с фактическим движением автомобиля, ориентируясь на информацию с датчиков по нескольку раз в секунду, то есть, не оставляя машину «без присмотра» буквально ни на мгновение. В случае расхождения между данными траекториями система сразу просчитывает варианты максимально эффективного исправления ситуации и устраняет занос или скольжение.

Электронный блок-контроллер, непрестанно обрабатывая информацию с датчиков, продумывает свою схему действий. Наиболее важные сигналы поступают от датчиков угловой скорости и поперечного ускорения. Когда параметр бокового скольжения вокруг вертикальной оси превышает допустимое значение, вступает в действие ESP.

Пожалуй, каждая современная машина оборудована технологией стабилизации в качестве опции или базовой версии. Она напрямую связана с антиблокировочной ABS, без которой функционирование ESP не возможно. Дополнительно в процессе работы требуется и контакт с блоком управления, то есть фактически все трое действуют комплексно, создавая контраварийную оборону.

В данное время самые именитые мировые автопроизводители продолжают дорабатывать технологию, особенных спехов достигли японские Lexus и Toyota, а также немецкие бренды Mercedes, BMW и Volkswagen.
Периодически компании начинают совместные проекты, делясь опытом друг с другом, а иногда привлекают независимые молодые команды для получения нового видения и идей.

Но при разных названиях и разных производителях основные принципы действия системы не сильно разнятся. Поэтому потребителю следует довериться «штатной» технологии приобретенного автомобиля или установить ее опционально у автопроизводителя своей модели, не обманываясь тем, что у кого-то другого она может быть лучше.

Кому нужна антипробуксовочная технология

Существует стойкое заблуждение, что опытные автомобилисты самостоятельно намного эффективнее справятся с любой дорожной ситуацией, чем электронные помощники. А любители экстремального вождения и вовсе не редко отключают систему, которая мешает эффектно заходить в повороты и «дымить» шинами.

Отключение технологии осуществляется простым нажатием кнопки на приборной панели, однако она имеет ряд неоспоримых преимуществ, о которых следует знать перед дезактивацией:
Уменьшение риска повреждения покрышек.
Высокая степень безопасности на дороге в зимний период, при наличии влажного или скользкого покрытия, при маневрах на поворотах.
Повышение ресурсов силового агрегата.
Экономия топлива.
Обеспечение более комфортного и предсказуемого движения за счет надежного сцепления с дорогой.
Улучшение управляемости.

Из недостатков системы можно указать лишь вышеописанное недовольство водителей тем, что они лишаются контроля над движением, отдавая бразды правления электронике.

Всё-таки перед отключением антипробуксовочной системы следует тщательно взвесить ее действительно неоценимую помощь на плохой дороге и собственные навыки вождения и реагирования в экстремальной ситуации.

Видео про системы стабилизации автомобиля:

Автор статьи: Сергей Василенков

Источник: fastmb.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий