Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г.

Набрав неплохие темпы в прошлом году, производство и сбыт коммерческой автотехники и в первом полугодии года нынешнего демонстрируют положительную динамику. Однако не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Во всяком случае, существуют факторы, оказывающие сдерживающее влияние на развитие рынка.

Основными причинами замедления роста в отрасли считают снижение господдержки и слабую покупательную способность населения. Но в целом ситуация в производстве и сбыте оценивается экспертами положительно. Журнал «Автопарк» проанализировал отчеты аналитических агентств за первое полугодие 2018 года.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Начнем со статистики производства, а именно с малотоннажных грузовиков. По данным «АСМ-холдинга», объем выпуска легких коммерческих автомобилей (LCV) в январе-июне увеличился на 13,4 %, достигнув 58,8 тыс. единиц. Наибольший объем производства зафиксировали ГАЗ (+22,4 % к показателям 2017 г.), УАЗ (+36,6 %), АвтоВАЗ (+56,9 %), «Форд Соллерс Елабуга» (+55,5 %), ПКФ «Луидор» (+34,8 %), СТ «Нижегородец» (+21,5 %) и «ВИС-Авто» (+30,1 %).

Производство грузовых автомобилей, включая машины категории N1, составило 71,7 тыс. единиц, что на 5,6 % больше, чем за аналогичный период 2017 г. Выпуск отечественных грузовиков увеличился на 0,7 %, достигнув 58,3 тыс. единиц. Рост производства грузовиков обеспечили: ГАЗ (+10,3 %), КАМАЗ (+10,4 %), АЗ «Урал» (+7,7 %), «ВИС-Авто» (+30,1 %), «Бецема» (+24,8 %), «Спектр Авто» (+5,7 %) и «Чайка-НН» (+5,2 %).

Выпуск грузовых иномарок в январе-июне вырос на 34,1 %, составив 13,4 тыс. единиц. Увеличили производство грузовиков «Форд Соллерс Елабуга» (+62,6 %), «Вольво Восток» (+62,6 %), «Даймлер КАМАЗ Рус» (+41,3 %), «Ивеко-АМТ» (+94,5 %).

Доля иностранных марок в общем выпуске грузовых автомобилей в России составила 18,7 % (в январе-июне 2017 г. — 14,7 %). Предприятия-производители отгрузили потребителям 68,7 тыс. единиц техники (+6,3 %).

Производство и экспорт грузовых автомобилей (включая легкие грузовики) за 2010–2025 гг., тыс. ед.

Производство автобусов, включая модели категории М2, увеличилось на 2,4 %, выпущено 18,6 тыс. единиц. Из общего количества выпущенных автобусов доля отечественных марок составила 14,2 тыс. единиц (+4,4 %), а производство иномарок — 4,4 тыс. (–3,8 %). Увеличили выпуск пассажирских машин ПАЗ (+4,1 %), ПКФ «Луидор» (+34,8 %), СТ «Нижегородец» (+21,5 %), «Форд Соллерс Елабуга» (+19,3 %), НефАЗ (+20,9 %) и «Волгабас» (+25,7 %). Доля иностранных марок в общем выпуске автобусов в России составила 23,6 %. За полугодие производители автобусов отгрузили потребителям 18,3 тыс. машин (+2,2 %).

Производство и экспорт автобусов (включая микроавтобусы) за 2010–2015 гг., тыс. ед.

Объем рынка новых LCV в России составил 52,9 тыс. ед., что на 5,4 % выше показателя годичной давности, сообщает «Автостат». Лидером рынка LCV традиционно стала марка ГАЗ, на долю которой пришлось свыше 45 % от общего объема. В количественном выражении это составляет 23,9 тыс. ед., на 9,5 % больше, чем годом ранее. На втором месте располагается УАЗ, показатель которого снизился до 7,8 тыс. автомобилей (–30,6 %). Замыкает тройку лидеров, как и прежде, Lada с показателем 5,1 тыс. единиц; +8,9 %. В первой пятерке также оказались Ford (4,8 тыс. ед., +59,0 %) и Mercedes-Benz (4,3 тыс. ед., +15,2 %). Отрицательную динамику рынка демонстрируют лишь два бренда из Топ-10: УАЗ (–30,6 %) и Fiat (–15,7 %).

В модельной структуре лидерство принадлежит «Газель Next», объем рынка которой составил 14,1 тыс. единиц, что на 23 % больше, чем годом ранее. Второе место занимает ГАЗ-3302 с показателем 5,1 тыс. экземпляров (–1,3 %). Далее следуют Ford Transit (4,5 тыс. ед., +52,3 %) и фургон Lada Largus (4,2 тыс. ед., +7,9 %).

Несколько иные цифры приводит агентство Russian Automotive Market Research. По его данным, рынок новых LCV в январе-июне 2018 г. вырос на 6,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. и составил 57,7 тыс. ед. Марка ГАЗ заняла 41,2 % российского рынка новых легких коммерческих автомобилей, а прирост ее продаж составил 10,2 %. Среди иностранных марок LCV самым популярным на рынке брендом остался Ford с долей 8,3 %.

Что касается грузовиков массой свыше 3,5 тонны, этот сектор по-прежнему демонстрирует самую высокую динамику роста среди коммерческого транспорта — 20,1 %. Объем рынка новых грузовых автомобилей составил 37,9 тыс. единиц Фаворитом этого сегмента рынка остается КАМАЗ: продажи грузовиков из Набережных Челнов, по сравнению с результатом годичной давности, выросли на 6,4 % (13 826 реализованных машин). На втором месте расположился ГАЗ (4 тыс. автомобилей; +12,2 %). Замыкает первую тройку Volvo Trucks (3,2 тыс. ед.), объем рынка которого вырос в 2 раза. В пятерку лидеров также попали шведская Scania (2,7 тыс. ед., +38,2 %) и немецкий MAN (2,2 тыс. ед., +47 %).

А вот статистика Russian Automotive Market Research говорит о том, что за шесть месяцев 2018 г. в России было реализовано 37,4 тыс. новых грузовиков полной массой свыше 6 тонн. По сравнению с тем же периодом 2017 г., рынок вырос на 20,3 %. Темпы роста рынка новых грузовиков продолжают замедляться. Так, прирост продаж грузовых автомобилей в мае 2018 г. составил 9,1 % к аналогичному периоду прошлого года, а в июне — 0 %.

Самый монополизированный сегмент российского рынка коммерческого транспорта — автобусы — показывает самые оптимистичные показатели. Объем продаж новых автобусов вырос на 32,3 % и составил 7077 единиц. За отчетный период на российском рынке автобусы-иномарки разошлись в количестве 699 единиц. (+58,5 %), включая 126 ед., проданных в июне. Количество проданных автобусов российских марок значительно больше: 6378 ед. (+30 %). Марка ПАЗ остается лидером продаж на рынке новых автобусов, реализовав 3130 единиц техники и улучшив прошлогодний результат продаж на 9,5 % в годовом сравнении. В рейтинг наиболее успешных производителей автобусов по продажам также вошли ЛиАЗ (1132 ед., +36,6 %), ГАЗ (641 ед., +1680 %), НефАЗ (524 ед., +24 %) и МАЗ (374 ед., +46,7 %).

Рынок и прогноз автобусов большого класса (регистрации).

В десятке лучших автобусных брендов на российском рынке китайский Yutong с 3‑кратным ростом — до 0,3 тыс., из которых львиную долю составила модель 6119 с ростом в 2,7 раза. Надо отметить, что автобусы из Китая демонстрировали в первой половине этого года впечатляющие темпы роста (например, Golden Dragon с 4‑кратным ростом), хотя и при относительно малых фактических объемах продаж. Их ключевой ставкой в России стали междугородные лайнеры, которые заменили подержанные машины европейского производства.

Рынок грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн, регистрации первичные и вторичные, тыс. шт.

ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

По расчетам экспертов «АСМ-холдинга», до конца нынешнего года российскими предприятиями будет выпущено 125 тыс. легких коммерческих автомобилей (+1,3 % к результату 2017 г.), 167 тыс. грузовиков, включая шасси и легкие грузовики (+3,7 %), среди которых 145 тыс. составят машины отечественных марок, а 22 тыс. — продукция иностранных брендов, 44 тыс. автобусов (+2,3 %), в том числе 35 тыс. единиц российских марок и 9 тыс. — зарубежных.

Между тем, если говорить о сбыте, в 2018 г. сдерживающим фактором будет снижение мер господдержки. Например, финансирование программы льготного автокредитования и льготного лизинга, включая адресные, составит всего 16 млрд рублей. В результате доля продаж коммерческого транспорта в лизинг по программам субсидирования составит чуть более 10 % против почти 30 % в 2017 г.

Не очень приятным сюрпризом для иностранных производителей стало повышение утилизационного сбора на автомобили. Хотя эта мера, по заявлениям властей, направлена на защиту окружающей среды, участники рынка расценивают ее как ограничение импорта, поскольку для отечественных производителей сбор компенсирует государство. В среднем сбор вырос на 15 %, а для некоторых категорий транспортных средств не изменился. Тем не менее сегмент импортных LCV пострадал сильнее других, что привело к повышению цен. Поэтому конкурентоспособность импортируемых автомобилей на рынке снижается, происходит перераспределение в пользу локально произведенных продуктов.

Предполагается, что в 2018 г. российский рынок коммерческого транспорта покажет умеренный рост в пределах 5–10 %. Главные драйверы роста — государственные субсидии и дотации для автомобилей, производимых в России, а также спрос на автомобили с низкой общей стоимостью владения. Интерес к легкому коммерческому автотранспорту увеличился с оживлением сектора малого и среднего бизнеса. Рост ВВП на 2 % и снижение ставок по кредитам дают основание для подобной оценки.

По мнению экспертов PwC, в 2018 г. рост общего объема продаж LCV составит 12 % и достигнет 121 тыс. единиц. К основным факторам, оказывающим влияние на этот сегмент рынка, можно отнести то, что по мере восстановления экономики растет активность малого и среднего бизнеса. Что касается общего объема продаж грузовых автомобилей, он составит 10 %, рынок достигнет 88 тыс. ед. В ближайшие несколько лет на рынке будет увеличиваться доля грузовиков премиального ценового сегмента, также продолжится рост доли иностранных марок грузовиков.

Спрос на новые автобусы будет зависеть от стратегии обновления изношенного парка. Согласно прогнозу PwC, в текущем году рост общего объема продаж пассажирских машин составит 16 % и достигнет 13,6 тыс. ед. Здесь немалое значение имеет износ парка. Свыше 40 % всех машин старше 15 лет, их необходимо обновить в ближайшем будущем.

Продажи новых автобусов в 2018 г., по анализу Russian Automotive Market Research, покажут положительную динамику (+5,2 % по базовому сценарию прогноза), в количественном выражении они достигнут 12,4 тыс. единиц. Машины малого класса останутся доминирующим сегментом рынка, но их доля в среднесрочной перспективе будет сокращаться. Прогнозируется рост доли рынка моделей большого класса — до 26 % в 2023 г.

Отмечается, что первичный рынок коммерческого транспорта растет в основном за счет Москвы, Петербурга и крупных логистических центров России, таких как Новосибирск, Екатеринбург, Ростов.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий