Несмотря на свою молодость, компания «Спецтехника пожаротушения» сумела достичь впечатляющих результатов в производстве высокотехнологичной пожарной техники. Личное знакомство с предприятием показало, каким должен быть подход к созданию и производству современных пожарных автомобилей
СТАВКА НА ПРОГРЕСС
Изначально ПО «СП» сделало ставку на выпуск машин, не уступающих лучшим зарубежным аналогам. Продукция компании, расположенной на территории АМО «ЗИЛ», отличается от других российских конкурентов прогрессивными техническими решениями. Сегодня в линейке предприятия находятся многофункциональные пожарные автоцистерны емкостью от 2 до 8 тыс. л на шасси КАМАЗ и MAN, аварийно-спасательные, аэродромные машины, специальный автомобиль ВГСЧ на шасси MAN TGM 13.250 4х4 BL для перевозки отделения горно-спасательных частей и другие типы пожарной техники.
Пожарно-спасательный автомобиль АЦ 3,2-40/4 на шасси КАМАЗ-5387
Среди свежих разработок можно отметить пожарно-спасательный автомобиль АЦ 3,2-40/4 на шасси (4х4) КАМАЗ-5387 или MAN TGM 13.290. Машины используются как на бездорожье, так и в плотном городском движении. Водобак емкостью 3200 л выполнен из полипропилена, а пенобак на 200 л устойчив к любому типу пенообразователя. Модель оснащена насосом со ступенями нормального и высокого давления, а также автоматической системой пеносмешения в комплекте с рукавной катушкой высокого давления (60 м). На крыше установлен лафетный ствол с электронным управлением производительностью 40 л/с при давлении 10 бар. Дальность подачи водяной струи — 70 м. В комплекте имеются электрическая лебедка с тяговым усилием 6 т, светодиодные проблесковые маячки, заднее освещение, LED-подсветка отсеков пожарно-технического вооружения (ПТВ) и передней части автомобиля. Для посадки и высадки пожарных применены выдвижные подножки с противоскользящими свойствами.
Пневматическая телескопическая осветительная мачта заливного света, устойчивая к ветровым нагрузкам до 15 м/с, оборудована светодиодными прожекторами. Фара-искатель на приборной панели и LED-прожекторы на галерее увеличивают радиус освещения рабочей зоны. Диодные светильники заднего хода на зеркалах улучшают обзор при парковке в темное время суток. Имеется камера для движения задним ходом с дисплеем в кабине водителя.
Установка пожарного насоса
Еще одна новинка АСА-30-0,8-0,6 — симбиоз пожарного и аварийно-спасательного автомобиля. Он используется для тушения первичных возгораний водой и пеной, работы в зонах чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий ДТП и оказания первой помощи. Модель оборудована насосом высокого давления, краном-манипулятором и лебедкой с тяговым усилием до 6,5 т. Электросиловая установка мощностью 30 кВА позволяет использовать АСА как независимый источник питания. Объема водобака (800 л) и пенобака (120 л) достаточно для оперативного тушения пожара до приезда основных бригад. На крыше машины установлена пневматическая телескопическая мачта с 6-ю светодиодными прожекторами для работы при плохой видимости.
В 2015 г. появился пожарный автомобиль первой помощи АПП-2-0,3/100 модель 023-МС на шасси УАЗ-23602 (4х4) «Карго». Компактная модель, оснащенная насосом и емкостями для жидких огнетушащих веществ, способна доставить к месту пожара (аварии) личный состав, ПТВ, провести тушение пожаров в начальной стадии, выполнить первоочередные аварийно-спасательные работы и оказать помощь пострадавшим. Машина может двигаться по бездорожью, узким улочкам, на закрытых территориях загородных поселений, куда затруднен подъезд тяжелой техники.
Надстройки для пожарных автомобилей изготавливаются с широким использованием алюминиевых сплавов
Сейчас на базе УАЗ «Карго» с учетом замечаний пожарных создается модернизированная версия АПП-2-0,3/100. Она получит доработанное шасси с усиленной и укороченной рамой, доработанные подвеску, коробку передач и амортизаторы. Появится другая пожарная надстройка, в которой воплотят ряд оригинальных технических решений.
Выделяется аэродромный пожарный автомобиль АА 8,0-90/6 на шасси КАМАЗ-65224 (6×6). Кабина на трех или больше пожарных защищена от вибраций, оборудована шумо- и термоизоляцией, обеспечивающей возможность эксплуатации автомобиля при температуре от –50 до +50 °С. Модель способна работать в условиях высокой влажности и может использовать для тушения пожаров как пресную, так и морскую воду. Для упрощения процесса заполнения от водопроводной сети АА 8,0-90/6 оснащен системой автоматического контроля переполнения водобака.
Модель АЦ 3,2-40/4 на шасси КАМАЗ-43253
Продукция (ПО «СП») эксплуатируется в 300 городах России и 7 странах мира (Куба, Никарагуа, Сербия, КНДР, Иордания, Камерун и Тунис).
ПОД ФЛАГОМ ЛОКАЛИЗАЦИИ
Залогом высокого качества продукции ПО «Спецтехника пожаротушения» является передовое производство. Все технологическое оборудование от известных зарубежных фирм размещено в одном корпусе, за исключением конструкторского бюро. Штат предприятия насчитывает около 190 человек.
Аэродромный пожарный автомобиль АА 11,8-100 6×6 Panther
Если вначале пожарные надстройки поставлялись фирмой Rosenbauer, то уже с 2010 г. ПО «СП» реализует программы локализации с целью максимального перевода производства в Россию. Ныне предприятие самостоятельно изготавливает надстройки, применяя самые качественные материалы и комплектующие. Благодаря современному программному обеспечению существует возможность до миллиметра проверить всю конструкцию, создать ее ЗD-модель и увидеть все конструктивные элементы будущей машины. Столичная компания является единственным отечественным предприятием, использующим в производстве пожарной техники листы из алюминиевого сплава, изготовленные по особой технологии, которая придает материалу одновременно достаточную жесткость и необходимую пластичность.
Вместе с российскими партнерами ПО «СП» наладило изготовление цистерн для воды и пенообразователя, шторных дверей, стеклопластиковой обшивки автомобиля, элементов крепления надстройки к шасси, алюминиевых панелей надстройки, навесных рукавных катушек, креплений для ПТВ, метизов и прочих компонентов. Степень локализации достигла 90 %.
Использование внешних алюминиевых и пластиковых панелей снизило снаряженную массу машин, что позволило на 30 % увеличить их комплектацию различным оборудованием без превышения полной массы в 14 т, являющейся максимальной для самых востребованных в России пожарных автомобилей среднего класса.
Пожарный автомобиль первой помощи АПП-2-0,3/100 на шасси УАЗ-23602
Важно, что в процессе изготовления надстроек вместо сварных используются клеевые соединения, которые не изменяют структуру соединяемых деталей, предотвращают их коррозию и гарантируют отсутствие трещин по шву при движении машины по неровностям. Правда, сохнет такая конструкция около суток. Из алюминиевых сплавов изготовлены шторные двери с высокой надежностью работы.
Цистерны и пенобаки выполнены из полипропилена и пластиков, армированных стекловолокном. Эти материалы имеет малую массу, длительный срок службы и высокую прочность. Низкая смачиваемость пропилена после тщательной промывки позволяет перевозить обычную питьевую воду. Со всех сторон цистерну защищают сэндвич-панели с высокими теплоизолирующими свойствами.
Герметичность между кабиной боевого расчета и откидной кабиной шасси обеспечивается гибкой «гармошкой» со встроенными в нее магнитами. В кабине боевого расчета установлены специальные сиденья, спинки которых позволяют опереться на них пожарным с заплечными кислородными баллонами.
Аварийно-спасательный автомобиль АСА-30-0,8-0,6 на шасси КАМАЗ-5387
Концерн Rosenbauer поставляет сейчас только систему пожаротушения: водяной насос с электропневматическим управлением, лафетный ствол, специальные сиденья для бойцов и электронные системы управления.
В качестве транспортной базы в основном используются шасси КАМАЗ с колесной формулой 4х2, 4х4 или 6х6. Реже применяются шасси MAN (4х2, 4х4, 6х6). Современная автоцистерна АЦ 3,2-40/4 базируется на оригинальном шасси 5387 (4х4) челнинской фирмы РИАТ. Эта модель — результат доработки серийного шасси КАМАЗ и отличается от него увеличенной допустимой нагрузкой, измененным расположением воздушного фильтра, дополнительными ресиверами, иным глушителем, оригинальным топливным баком, более мощным генератором, коробкой отбора мощности и пр.
Пожарные машины ПО «Спецтехника пожаротушения» во время ликвидации пожара
Машины оснащаются 4-и 6-цилиндровыми дизелями Cummins мощностью 185, 210 и 340 л. с. с электронными блоками управления, которые позволяют управлять специализированным оборудованием в единой компьютерной сети. «Камазовские» моторы такой возможности лишены. Поэтому 400-сильный КАМАЗ-740.632-400 устанавливается только на аэродромный пожарный автомобиль АА 8,0-90/6.
В соответствии с объемами производства пожарные машины собирают на отдельных постах. На специальных тележках надстройки перемещают от одного поста к другому, монтируя необходимые узлы, агрегаты и системы.
Стенд для гидравлических испытаний цистерн пожарных машин
Для гидродинамических и гидростатических испытаний цистерн объемом до 9 тыс. литров и насосов любого пожарного автомобиля среднего класса имеется специальный стенд. На участке окончательной сборки на шасси монтируются надстройки, происходит регулировка и отладка работы всех систем. Каждая машина обязательно проходит пробег длиной 50 км.
МИМОХОДОМ
Производственное объединение «Спецтехника пожаротушения» (ПО «СП») создали в 2008 г. в рамках программы перевооружения частей МЧС современной пожарной техникой. Соучредителем новой компании стал один из лидеров в производстве пожарной и аварийно-спасательной техники — австрийский концерн Rosenbauer International AG.
Участок сборки пожарных автомобилей
В 2009 г. выпустили 4 типа пожарных автоцистерн: АЦ 3,2-40/4 (КАМАЗ-43253), АЦ 2,0-20/2 (ЗиЛ-433184), АЦ 2,0-20/2 (ЗиЛ-4331 М4) и АЦ 8,0-40 (КАМАЗ-65224). К концу 2009 г. компания поставила первые 24 единицы АЦ 3,2-40/4 для МЧС России. В 2010 г. начали выпуск модели АЦ 2,0-40/4 на шасси КАМАЗ-4308, пожарных мотопомп «Дева», разработали автоцистерну АЦ 3,2-40/4 с системой тушения пожаров в высотных зданиях. В 2012 г. для нужд Москвы изготовили партию пожарных автомобилей АЦ 6,0-70/4 на шасси MAN TGM 18.290. В конце 2013 г. выпустили аэродромный пожарный автомобиль АА 11,8-100 6×6 Panther для тушения пожаров и ликвидации аварий на самолетах и в аэропортах.
Источник: