В последние годы вопрос энергосбережения становится одним из самых важных в автомобилестроении. Производители моторных масел, следуя нормам и требованиям современного рынка, вынуждены поспевать за рекомендациями автопроизводителей. Эра маловязких масел наступает и в коммерческом транспорте
Маловязкие моторные масла до сих пор не имеют широкого применения в связи с тем, что подобные продукты подходят не каждому двигателю и могут отрицательно повлиять на его ресурс. Однако тенденция обновления автопарка и ужесточающиеся экологические ограничения в скором времени будут способствовать определенным изменениям на рынке масел.
О последних тенденциях в мире моторных масел много говорилось на VI Московской международной неделе смазочных материалов (организатор — компания RPI). Доклад Юрия Галкина, начальника отдела продуктового маркетинга компании «ЛЛК-Интернешнл», был посвящен маловязким маслам и следующему поколению масел для коммерческого транспорта. Мы взяли на себя труд суммировать наиболее интересные моменты этого выступления.
В настоящее время требования к моторным маслам сильно ужесточаются, каждый автопроизводитель вводит собственные тесты и стандарты. В связи с этим масляным компаниям приходится разраба тывать большое количество новых продуктов, которые ненамного отличаются друг от друга. Смазочные материалы должны проектироваться в момент разработки двигателя — такова общемировая тенденция.
Зачастую автопроизводители разделяют регионы применения моторных масел. Например, в России и странах СНГ качество топлива пока отличается от европейского, а значит, расширенные интервалы замены масла в нашей стране требуют особых оговорок. С другой стороны, ситуация динамично меняется. И в недалеком будущем наше топливо будет аналогично европейскому. К чему это приведет? В топливе стандарта Евро-5 меньшее содержание серы, кислот и присадок. А значит, использование малозольных масел со стандартным интервалом замены будет более широко применимо и в России.
Свою лепту в масляные рецептуры вносят и конструктивные особенности современных двигателей. Например, для снижения выбросов конструкторы уменьшают объем двигателя, добавляют турбонаддув, улучшают параметры впрыска, что приводит к образованию сажи. В конечном итоге условия для работы масла становятся более жесткими, но в то же время присадок должно быть меньше, а интервал замены — больше. Вдобавок ко всему необходимо использовать маловязкие масла с более тонкой масляной пленкой. Это и для автопроизводителей, и для производителей масел и присадок является непростой задачей.
Экономия даже 1 % топлива за счет использования маловязкого масла оборачивается приличной выгодой
Итак, что нас ждет в ближайшем будущем в части масляных стандартов? На самом деле стандартов, которые выпускают автопроизводители для первой заливки и для сервисных заливок, достаточно много. Из них стоит выделить три основных, которые планируется ввести в 2016–2018 гг. Во-первых, это стандарт ILSAC GF-6, предъявляющий более жесткие требования по экономии топлива и защите от износа. ILSAC GF-6 ориентирован на самые современные бензиновые двигатели. Данная категория будет разделена на две подкатегории: ILSAC GF-6a для классов вязкости 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30, 10W-30 и ILSAC GF-6b для классов вязкости 0W-16 и 5W-16. Одно из основных требований к маслам новой спецификации — улучшенные показатели топливной экономичности. Кроме того, особое внимание уделено явлению раннего воспламенения LSPI (Low Speed Pre-Ignition), которое характерно для современных двигателей с непосредственным впрыском в камеру сгорания. Для данной спецификации водятся новые тесты на износ цепи ГРМ, на образование отложений. Что интересно, в рамках данных нововведений большое внимание уделяется экономии топлива не только для новых масел, но и для масел, находящихся в работе, — характеристики вязкости должны быть постоянны в течение всего маслосменного интервала.
Условия для работы моторных масел становятся все более жесткими, присадок должно быть меньше, а интервал замены — длиннее
Вторая спецификация — GM Dexos 1. Она также ориентирована на требования к топливной экономии и защите от износа. Dexos 1 NG предъявляет более жесткие требования, чем стандарт ILSAC GF-6, но будет распространяться на те же вязкости — OW-16, 5W-16, 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30, 10W-30. Новое поколение спецификации Dexos 1 будет включать в себя дополнительный тест для измерения топливной экономичности на стенде, оборудованном динамометром. Отличие в том, что стенд включает в себя все элементы трансмиссии и позволяет симулировать различные режимы движения.
В конце 2016 года планируется ввести новую категорию PC-11 для тяжелых дизелей, используемых в коммерческих автомобилях. Данная категория заменит текущую CJ-4 и будет разделена на две подкатегории. Первая — PC-11А (лицензирована как СК-4) будет распространяться на вязкости xW-30, xW-40 при условии обратной совместимости с предыдущими категориями API C*. Вторая — PC-11B (лицензирована как FA-4) включит в свой периметр только маловязкие масла (xW-30), имея ограниченную совместимость с предыдущими категориями. Причем масла, лицензируемые по категории PC-11B, будут иметь литеру L в обозначении вязкости, например, SAE 5W-30 L. Обе подкатегории ориентированы на увеличение экономии топлива, снижение выбросов CO2 за счет применения систем доочистки отработавших газов: SCR и DPF (снижение сульфатной золы).
Все идет к тому, что маловязкие масла также будут внедряться в область коммерческого транспорта. И это неудивительно: учитывая большие пробеги грузовиков и их высокие эксплуатационные расходы, экономия даже 1 % топлива сулит большую выгоду для владельца автопарка. В последние годы динамика рынка маловязких масел в России показывала рост. Если в 2013 году объем импорта масел класса 0W-30 составлял 5174 тыс. тонн, то в 2014 году этот показатель увеличился до 5615. Однако прогноз на нынешний год показывает снижение рынка. Дело в том, что основными потребителями маловязких масел являются новые автомобили, а их продажи значительно упали. Тем не менее тенденция увеличения потребления маловязких масел в России сохраняется. Однако, по мнению участников рынка, рост спроса будет отложен на несколько лет. А в текущей ситуации маловязкие масла все еще остаются нишевым продуктом, занимая не более 3 % в объеме российского рынка.
Источник: