Что такое двухмассовый маховик и как он работает

Статья про двухмассовый маховик: что это, как работает устройство, замена и ремонт. В конце статьи — видео о том, как можно «убить» двухмассовый маховик.

Содержание статьи:

    Немного истории
    Что представляет собой двухмассовый маховик
    Технология работы устройства
    Признаки неисправностей
    Ремонт или замена
    Причины быстрого выхода из строя
    Видео о том, как можно «убить» двухмассовый маховик

На сегодняшний день значительная часть дизельных и бензиновых автомобилей комплектуется двухмассовым маховиком. Что представляет собой это устройство, когда оно появилось и как работает, какие у него достоинства и недостатки? Об этом — далее в статье.

Немного истории

Отправной точной создания маховика двух масс принято считать середину 80-х годов прошлого века. Однако комплектовать им машины начали лишь спустя 8-10 лет. При этом немногие водители были в курсе, что у них установлен этот агрегат. Ведь данное устройство рассчитано на передачу больших мощностей, которые в тот момент не могли создавать двигатели внутреннего сгорания.

Приспособления служили долго, пока не увеличились требования к производительности моторов. И теперь средний срок службы двухмассового маховика не превышает 200 000 километров пробега.

Что представляет собой двухмассовый маховик

Обычный стандартный маховик представлял собой металлический диск литой формы с зазубринами, который был рассчитан всего на две операции: выполнять пуск мотор и следить за инерцией, уменьшая вибрации.

Новое устройство выполнено уже из двух литых дисков с венцами, каждый из которых выполняет отдельную функцию. Первый диск, крепящийся к коленвалу двигателя, передает на него крутящий момент при запуске. Второй диск крепится к КПП и служит для передачи крутящего момента непосредственно на трансмиссию.

В общем понимании, устройство предназначено уже не только для пуска двигателя и поддержания инерции, но и для снижения уровня вибраций и силовых колебаний, исходящих от ДВС во время старта.
Естественно, два диска необходимо как-то скрепить между собой, чтобы обеспечить целостность. Этим занимаются пружины и фланцы, которые могут быть выполнены в виде шестерен или звездочек. Перекрестный участок закрывается крышкой и периодически смазывается.

Технология работы устройства

Отличие в работе маховика двух масс от одномассного агрегата не очень значительное. Крутящий момент подается на первый диск устройства, он начинает немного отклоняться, уводя за собой пружинный механизм. Как только произойдет отклонение на необходимый угол, крутящий момент передается уже на второй диск, и впоследствии — на коробку передач.

Гибкая пружинная конструкция за счет своих отклонений и упругости гасит значительную часть возникающих вибраций, отчего они практически не заметны в салоне автомобиля. При эксплуатации спортивного автомобиля нет никакого дела до вибраций, в то время как владельцам длинных машин представительского класса хочется чувствовать максимальный комфорт. И маховик им в этом помогает.

Признаки неисправностей

Обычно долговечность устройства, как было сказано выше, рассчитана на 180 000 – 200 000 километров пробега. После которых могут появиться первые симптомы того, что маховик выходит из строя:

    появляются неприятные скрипы при старте либо остановке двигателя. Складывается впечатление, что стартер продолжает свою работу;
    возникают внушительные вибрации, которых раньше не было. Особенно заметно на холостых оборотах, а при их повышении колебания исчезают. Здесь необходимо уточнить особенности работы двухмассового устройства. На холостому ходу задействованы одни элементы, а на высоких оборотах, соответственно, другие;
    появляются щелчки во время запуска мотора либо при переключении КПП;

Если на вашем автомобиле был замечен один или несколько перечисленных симптомов, маховику скоро потребуется замена или переборка.

Вы также можете самостоятельно проверить его работоспособность, проведя небольшой тест. Разгоните машину на повышенной передаче, затем сбросьте скорость, чтобы обороты понизились до величины в 1500, после чего резко вдавите педаль акселератора до упора. При появлении каких-то посторонних звуков можно смело утверждать, что состояние пружин механизма находится в критическом состоянии.

Демонтаж маховика позволит вам визуально определить степень его изношенности. Отсутствие необходимой смазки ведет к появлению трещин и царапин на корпусе маховика. Также можно обнаружить поломку пружинного механизма.

Ремонт или замена

С технической точки зрения, если устройство не сильно изношено, можно произвести его ремонт, хотя специалисты СТО крайне не рекомендуют этим заниматься. Тем не менее, замена двухмассового маховика обойдется в 50 000 – 70 000 рублей. Внушительная сумма.

Да, можно подобрать аналог, который будет полностью подходить, за 30 000 рублей. Ремонт механизма, если вы сможете найти хороших специалистов, потянет в 15 000 – 20 000 рублей, поэтому, если поломка незначительная, есть смысл попробовать отреставрировать устройство. Безусловно, если на корпусе имеются механические повреждения, такие как вмятины или трещины, ремонт нисколько не поможет.

Восстановление двухмассового маховика включает в себя следующий перечень операций:

    разборка с целью обнаружение неисправных деталей;
    производится замена неисправных компонентов, причем рекомендуется менять также крепежные элементы;
    далее необходимо произвести проточку выработок;
    следом проводится балансировка собранного маховика;
    осталось лишь произвести смазку, и устройство снова готово функционировать.

При ремонте механизма категорически не рекомендуется использовать некачественные запчасти и детали. Процесс переборки трудоемкий, требует времени и финансов, а при установке дешевых запчастей вероятен быстрый выход из строя.

Какая гарантия на устройство после произведенного ремонта? Специалисты станций отмечают, что отреставрированное устройство вполне способно проходить еще 150 000 километров, если работы по ремонту были выполнены качественно. Получается неплохой результат как в плане экономии финансов, так и в работоспособности агрегата.
Единственное — необходимо знать, что производители двухмассовых маховиков не сильно настроены на ремонт своей продукции, поэтому некоторые детали найти будет крайне сложно.

Причины быстрого выхода из строя

Быстрая потеря работоспособности двухмассового маховика целиком и полностью зависит от манеры вождения владельца автомобиля:
Экономичное передвижение. Когда производится частная смена передач либо быстрый разгон авто и низких оборотов, это критически отражается на устройстве;

Спортивный стиль. При возникновении резких ускорений происходят рывки автомобиля, сильно нагружающие и без того сложную жизнь устройства.

Частые передвижения по городу. Городской стиль вождения также катастрофически сказывается на износе маховика. Постоянные старты, быстрые разгоны, резкие остановки – все это значительно перегружает устройство. Также фатальными будут частыми пуски и остановки мотора, поэтому систему старт-стоп необходимо использовать с умом.

Кроме того, если в машине присутствует неисправность, которая дает дополнительные вибрации (проблемы с системой впрыска), это также пагубно сказывается на работе маховика с двумя дисками.

После перечисленных особенностей эксплуатации двухмассного маховика может сложиться впечатление, что его использование нецелесообразно. Однако не стоит воспринимать все близко к сердцу, поскольку после установку механизма с двумя массами вы прочувствуете все его достоинства и уже вряд ли сможете вернуться к привычному приспособлению из одного диска.

Видео о том, как можно «убить» двухмассовый маховик:

Автор статьи: Сергей Василенков

Источник: fastmb.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий